По льготному кредиту можно будет купить и иномарку, и "Газель"

Алексей Рахманов уверяет, что машины с левым рулем безопаснее

08 июня 2009, 08:17, ИА Амител

Будут ли запрещены в России праворульные авто, как правительство в дальнейшем планирует поддерживать автозаводы, что дало повышение пошлин на импортные машины? Алексей Рахманов Газета "Комсомольская правда" опубликовала интервью с директором Департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга России Алексеем Рахмановым.

Алексей Львович, недавно сообщалось, что льготным кредитом можно будет воспользоваться при покупке машин стоимостью до 600 тысяч рублей. Какие еще новшества обсуждаются и чем они вызваны?

Банки уже выдали около 8 тысяч льготных автокредитов. Простая математика показывает, что мы можем не выполнить ту задачу, которую перед собой ставили (150 тысяч кредитов в 2009 году). Во-первых, нам пишут граждане о том, что времена тяжелые и даже 30% первого взноса им трудно осилить. Предложили снизить его до 15%. Во-вторых, граждане говорят, что включили в список "Форд Фокус", а он всего-навсего в одной комплектации и в мизерном количестве. Тоже неудобно. Предлагаем поднять максимальную цену с 350 до 600 тысяч рублей. В-третьих, мы поняли, что есть категория граждан, которая готова покупать не только легковые, но и коммерческие авто (например, "Газели") в личное пользование. И последнее, хотим расширить число банков, которые могут выдавать льготные автокредиты. Включить в программу те, собственный капитал которых по состоянию на 1 апреля 2009 г. составлял не менее 70 млрд. рублей.
Какие машины попадут в обновленный список?авто, на которые будут действовать субсидии
Точный список назвать не могу. Все параметры еще обсуждаются. Но полагаем, что в дополнение к уже имеющимся авто туда попадут "Волга Сайбер" и "Газель". Кроме того, подойдут по характеристикам "УАЗ Патриот", "Хантер" во всех модификациях и микроавтобус "УАЗ" ("буханка"), который у нас формально коммерческий автомобиль. Попадут и более дорогие модификации "Шевроле Нива", а также практически все "Фокусы". Кроме того, "Шкоды Фабиа" и "Октавиа".
Не боитесь, что из-за увеличения максимальной цены, некоторые производители повысят цены?
Рынок настолько конкурентен, что цены снижаются сами по себе. Точнее, под воздействием рыночных механизмов как баланс спроса и предложения. Снижение цен на импортные автомобили за последний месяц составило 1,6% в рублях.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Почему ни в один из списков не попала продукция Таганрогского завода (ТагАЗ) и "Автотора" из Калининграда? Они ведь тоже выпускают довольно бюджетные автомобили...
Для нас отечественный автопром - это не только наши исконно российские предприятия, но и те, кто работает в рамках промышленной сборки. То есть иностранные бренды, производимые в России, которых уже больше десятка. Почему мы так на этом зациклились? Потому что эти компании юридически взяли на себя обязательства по локализации (то есть должны ежегодно сокращать перечень ввозимых комплектующих и наращивать производство в России). А вот ТагАЗ и "Автотор" работают по другим принципам. "Автотор", например, просто контрактный сборщик. Прав на локализацию и конструкторскую документацию у него нет. ТагАЗ отвечает: мол, нам это не надо, мы не видим в России компонентной базы, нам хорошо жить с нашими поставщиками из Кореи, Китая и других стран. То есть системообразующими их можно назвать скорее в контексте Кореи, а не России. Зачем тогда их в льготную программу включать? Но мы ведем переговоры с ними. Ищем точки соприкосновения по развитию компонентной базы. Наверное, мы должны концентрировать нашу помощь в отношении тех компаний, которые готовы жить вместе с нами в той стратегии развития автопрома, которую определило правительство. Мы четко хотим продемонстрировать - правила игры одинаковы для всех.
А наши поставщики разве не могут производить хорошие комплектующие?
У нас громадные проблемы в этой отрасли. Но здесь проблема курицы и яйца. Современной компонентной отрасли не будет до тех пор, пока в России не будет производиться существенный объем автомобилей. С другой стороны, его никогда не произведешь, если нет компонентной базы. Это дилемма, но мы однозначно для себя приняли решение - комплектующие могут прийти только вслед за автомобилями. Именно поэтому появилась идея промышленной сборки. За ней идут компоненты, а следом инжиниринг. У нас самым крупным производителем является АвтоВАЗ. Он в принципе достаточен по своим объемам для того, чтобы поддерживать практически всю отрасль компонентов. Но уровень развития диктуется уровнем модельного ряда. Поэтому для того, чтобы двигать уровень развития компонентов, нужно двигать уровень модельного ряда. Это смогли сделать только иностранцы, создавшие производство в России.
 
А прямая покупка иностранного производителя, в частности "Опель", какие плюсы нам принесет?
Пока рано говорить об этом. Есть масса нюансов, которые нужно прояснить и от которых дальше будет зависеть целесообразность и эффективность этой сделки, участники которой работают над этим.
"ПРАВЫЙ РУЛЬ ЗАПРЕЩАТЬ НЕ СОБИРАЕМСЯ"
В начале года весь Дальний Восток протестовал против повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок. Почему правительство это сделало?
При повышении пошлин нами двигала основная задача - сохранение рабочих мест и российского автопрома как локомотива экономики через ограничение ввоза подержанных автомобилей по демпинговым ценам. За прошлый год в Россию было ввезено 753 тысячи подержанных машин. Посчитайте, сколько не продали те, кто проинвестировал в производство в России, и сколько рабочих недополучили зарплаты... 
Тем не менее на любом рынке конкуренция новых автомобилей и подержанных воспринимается как нонсенс. Это два различных сегмента. Новые должны конкурировать с новыми, а подержанные с подержанными. Чем больше будет расти наш рынок, тем больше на него будет выплескиваться подержанных авто. И рано или поздно мы подойдем к точке насыщения, в которой подержанные автомобили, ввозимые на территорию России, будут экономически нецелесообразны.
Но проблема в том, что протекционизм развращает наших производителей. Как только повышаются пошлины, на следующий же день АвтоВАЗ повышает цены на свою продукцию, но качество при этом не улучшается...
Мы живем в искривленном зеркале. Можно бесконечно ругать АвтоВАЗ, причем порой заслуженно, но он успешно продает автомобили по конкурентной цене. Наверняка можно за такие же деньги купить более насыщенную машину. Но не надо забывать, что она будет подержанная. Это автомобиль, который уже прошел основную часть своего жизненного цикла под названием "гарантийный период". И автомобиль, который был вытолкнут со своего домашнего рынка предыдущим владельцем по причине экономической, налоговой или иной нецелесообразности. Судите сами. Одно дело, если вам достались джинсы от вашего старшего брата, другое - вы пошли в магазин и купили себе новые. Как эти две вещи можно сравнить?
Вы внесли в правительство техрегламент "О безопасности колесных транспортных средств". Опять хотите запретить правый руль?
Проясню ситуацию. В ближайшее время никаких запретов на правый руль вводить не собираемся. Это первое. Второе - к объектам технического регулирования относятся только автомобилиями, выпускаемые в обращение, то есть новые или те, которые впервые завозятся на территорию России. Мы не трогаем праворульные машины, находящиеся в эксплуатации. Но дифференциация стоимости владения автомобилями с правым рулем может быть предложена, если правительство посчитает это целесообразным.
А сколько это по времени?
 Я думаю, мы должны говорить о некоем переходном периоде. Конечно, мы не можем лишать человека права выбирать себе автомобиль по вкусу, потому что это неправильно, в корне неверно. Но мы живем в стране с правосторонним движением. Посмотрите на статистику МВД. Количество ДТП с участием транспортных средств с правым расположением руля: на 10 тысяч авто - 101,5 аварии за 2008 год. В среднем по России по всем транспортным средствам - 57.
То есть в два раза больше аварийность?
Да. Более того, в ДТП с участием праворульных машин за 2006 год погибли 2200 человек (9,8% от всех погибших) и получили ранения 30,5 тысячи (10,7%). При этом у нас всего 5,6% праворульных машин в общем парке. То есть более высокая безопасность подержанных иномарок - тоже миф. Что бы мне ни доказывали, автомобиль с правым рулем все равно опаснее на нашей дороге, чем автомобиль с левым рулем. Простой пример. Почему в правилах дорожного движения запрещен обгон справа? Потому что не видно. А если обгонять надо по правилам слева, а руль справа? Дальневосточники мне говорят: да бросьте, мне вообще все видно. Не верю. Поскольку большинство систем активной безопасности рассчитаны на то, что именно они спасут в те самые доли секунды, которых может не хватить водителю машины с правым рулем при выполнении обгона. Все правила дорожного движения написаны кровью. Все до единого. Мы сейчас говорим не о том, чтобы ущемить права тех, кто сидит за рулем праворульных машин, а о том, что такие машины становятся объектом повышенной опасности для остальных.
Фото: Андрей КАРА

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров