"Оборотни" или невинно пострадавшие? В Новосибирске осуждены сотрудники милиции, ранее считавшиеся гордостью райотдела

10 июля 2009, 15:56, ИА Амител

В Новосибирске в громких преступлениях обвиняются те, кто ранее считался гордостью милиции. Суды выносят суровые приговоры. Но до сих пор нет четкого ответа - действительно ли на скамье подсудимых оказались настоящие "оборотни в погонах". В перипетиях этого дела пытались разобраться корреспонденты "Комсомольской правды в Новосибирске" Вадим АЛЕКСЕЕВ и Виктория МИНАЕВА.

 
Этому делу уже два года: путаница показаний и лжепоказаний началась еще в апреле 2007 года и тянется до сих пор. Именно тогда уверенного в себе, деятельного подполковника милиции, начальника уголовного розыска Октябрьского РУВД Геннадия Дергалева задержали прямо на работе.

Оперов сдал рецидивист

- Объясните, в чем дело! Отведите меня в кабинет к начальству! - безуспешно требовал офицер.

Сотрудники оперативно-розыскного бюро нацепили на подполковника наручники и повезли в СИЗО. Такая же участь постигла и двух его подчиненных - старших оперуполномоченных Дарбазанова и Горбачева.

Всю троицу, еще день назад считавшуюся гордостью районной милиции, объявили "оборотнями в погонах". Коллеги и подчиненные недоумевали, знакомые не верили, родственники были в истерике. Но следствие скоро начало расставлять все по своим местам, и странички преступной биографии наполнили толстые тома. Предисловием же ко всему шел арест рецидивиста-наркомана Сергея Гурулева.

Вор попался на очередной квартирной краже, сел в камеру. Полгода молчал, а потом "раскололся" и начал сдавать подельников. В том числе и своих покровителей - сотрудников милиции, которые помогали искать жертв преступлений.  

- Они говорили, где есть чем поживиться и куда можно смело идти на дело, - сдавал, как стеклотару, своих покровителей Гурулев. - Они же и отмазывали. 

"Клянусь, они не виноваты!"  

Как оказалось, офицеры районного управления давно были под колпаком у своих же коллег - сыщиков ОРБ. Звонки Дергалева и его подчиненных давно прослушивали, все встречи с Гурулевым старательно фиксировали... Вот только небольшая цитата о взаимоотношениях начальника угро и вора из материалов уголовного дела: "Отношения у них были хорошие. Встречались они в разных местах… Приезжал он к Дергалеву часто, от Дергалева поступали предложения ему работать - воровать под его "крышей", то есть совершать кражи, а он их будет покрывать… Дергалев сказал собрать группу людей, группа должна была состоять из нескольких человек, не опытных в вопросах криминального мира".   

Следователи потирали руки: уголовный розыск Октябрьского района, считавшийся лучшим подразделением милиции нашей области, оказался настоящим гнездом евсюковых... И казалось, что дело идет к печальному для преступников в погонах финалу - по нескольку лет за решеткой. Пока в суде не выступил главный свидетель - тот самый рецидивист Сергей Гурулев.  

- Ваша честь, мне уже все равно. Я болен… Мне жить-то осталось… (У Гурулева врачи нашли ВИЧ и туберкулез. - Прим. авт.) Милиционеры не виноваты! Я не знаю, зачем это надо было, но я дал те показания, которые мне сказали. Я наркоман: за грамм героина подпишу что угодно. Вы мне сейчас дайте грамм героина, и я на себя еще 15 эпизодов возьму. А милиционеры-то сидят ни за что - никакие преступления меня с ними вообще не связывали. Ваша честь, просто посадите людей невиновных - и все! Видит Бог, клянусь, ни один из них не виноват! Давайте мне срок, а им не за что!

 
 Это обычная оперативная работа
 
 Подсудимые почти торжествовали. Они не признавали своей вины, и вот зазвучали

те слова, которые внушали надежду на оправдательный приговор. После такого признания даже судья стала обращаться к милиционерам по имени-отчеству, тогда как раньше называла их только по фамилии.  

Но слова Гурулева не сочли аргументом. Правда ли, что рецидивист Гурулев был на короткой ноге с офицерами? В материалах дела нашлась стенограмма телефонных переговоров: вор и начальник уголовного розыска регулярно созванивались. Действительно ли стражи порядка знали о шайке малолеток, промышляющих в районе? Знали! И не задерживали юных преступников...

 
 В свою очередь, подследственные не сдавались: Да, с Гурулевым общались: он за деньги выдавал преступные планы, был своеобразным стукачом для органов. Знали и о юных разбойниках, но выжидали момент, чтобы взять их с поличным. 
 - Это обычная практика оперативной работы! Мы даже явку с повинной организовали одному из малолеток, - возмущался экс-начальник Октябрьского уголовного розыска. - С этим документом обвинение теряет весь смысл!  

Кстати, явки, которая действительно была принята (в РУВД этот факт зарегистрирован), в уголовном деле не оказалось. А без нее действительно выходило, что офицеры милиции закрывали глаза на делишки подростков.

 
 "Говорю детям, что папа в командировке..."
 
 В итоге суд вынес приговор: Дергалеву - девять лет, Горбачеву - восемь с половиной, Дарбазанову - два с половиной года. Такого решения не ожидали ни коллеги, ни семьи милиционеров.
- Их подставили, - почти безнадежно говорит жена Геннадия Дергалева - Ольга. - Все показания доказывали их невиновность, но суд счел, что они не имеют значения. А у нас дети два года уже отца не видели. Я им все время рассказываю, что папа в командировке.
 
 Осужденные экс-милиционеры говорят: их посадили только потому, что их коллегам из оперативно-разыскного бюро нужно было громкое дело - для галочки.
 
 Комментарий заместителя начальника ОРБ МВДпо СФО Вячеслава Ромашева, который вел это дело, был краток: "По заявлениям подследственных проверки проводили и следственный комитет, иФСБ. Нас неоднократно вызывали, опрашивали, - сказал наш собеседник. - Инспекции не нашли нарушений".
 
 И все-таки в этом деле рано ставить точку. Приговор обжалован защитой, и милиционеры надеются на освобождение. Кассационный суд состоится в конце лета - начале осени. Люди в мантиях должны будут решить окончательно, кто оказался на скамье подсудимых: "оборотни в погонах" или милиционер, которых подловили на тонкостях оперативной работы.
 
 А в это время 

В конце июня суд разбирался с другим громким делом: перед служителями фемиды отвечали сразу девять сотрудников того же Октябрьского РУВД. Их повязали следом за начальником и коллегами. Правда, уже по другому обвинению. Оперов приговорили к срокам от двух лет колонии и больше. Но и это судейское решение обжаловано.  

За и против  

"Легко ли подставить опера?" Такой вопрос мы задали двум сотрудникам Уголовного розыска области. На условиях анонимности они согласился ответить.

 
 За
 
 То,что у этих братков рыльце даже не в пушке, а в щетине – это факт,а вор должен сидеть! И то,что оперативно-розыскное бюро перемудрило - тоже факт. Сильная команда смела пусть и не совсем честно,но заворовавшихся и зажиревших ребят
 
 Против  

Действительно, одно из главных направлений работы уголовного розыска - это сотрудничество с такими информаторами, как Гурулев,которыхв простонародье зовут стукачами. Но мы себя в данном сотрудничестве постоянно подставляем. Например, наш информатор сообщает нам, что сегодня будет совершена кража в такой-то квартире, а у нас случилось убийство - как вы думаете, куда мы поедем? Вот и получится, что мы не раскроем кражу, хотя знали о ней... Да и вообще информаторы, зачастую, опасны, они могут без проблем подставить опера, только потому что он внутри себя на дух не переносит людей в погонах. Стукачи очень скользкие люди...

 
 
 В материале использованы фото "Комсомольской правды в Новосибирске"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров