Испытание холодом: как выживают барнаульцы

12 февраля 2010, 08:57, ИА Амител

Нынешняя зима жителям Алтайского края запомнится надолго – таких длительных аномально низких температур не  было давно. Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с "морозной" статьей наших коллег - корреспондентов газет "Вечерний Барнаул".

Зима – это вообще не самое веселое время года, а зима в Сибири – тем более. Но, честно говоря, когда столбик термометра "за бортом" которую неделю подряд колеблется в районе отметки в минус 30 градусов, тут уж любой сибиряк скажет: "Достало!". По словам Бориса Леконцева, начальника отдела наблюдений Алтайского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в январе средняя температура была ниже нормы на восемь градусов. Такая же холодная зима была только в 1900 и в 1969 году.

Каждое утро, подъезжая к центру, сотни горожан будто опускаются в молоко – из-за затяжных морозов город окутала плотная завеса смога, такая, что сначала и дышать-то трудно, ведь ТЭЦ и котельные работают в усиленном режиме. Так, на 9 февраля в Барнауле, по данным Алтайского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, содержание сажи в воздухе в 3 раза превышало предельно допустимые концентрации, оксида углерода — в 1,2-1,5 раза, диоксида азота — в 1,2 раза.

Трудно в таких условиях не только людям, но и животным – так, в парке "Лесная сказка", где находится зооуголок, всем животным стали давать увеличенные порции. По словам Сергея Писарева, директора парка, зимой всем животным всегда подкладывают сено – чтобы было теплее, сейчас и эта норма тоже увеличена. "Ну а для наших теплолюбивых воспитанников, например, фазанов, мы установили обогреватели, и пока, слава богу, все в порядке", – подчеркивает Сергей Викторович.

Как уже сообщало ИА "Амител", такая погода стала испытанием и для многих предприятий. Так, чуть ли не каждую неделю автоперевозчики отменяли свои рейсы – как говорят на Барнаульском автовокзале, если суммировать все рейсы, которые были отменены только в январе, то получится, что примерно полтора дня вокзал не работал. В целом автоперевозчики потеряли порядка трех миллионов рублей, если не осуществляли рейсы в Барнаул и обратно.

"На днях был такой случай, – вспоминает Юрий, водитель автобуса маршрута № 8, – в районе мясокомбината сел в автобус парень, а у него все щеки отморожены! Просто белые – может быть, очень торопился на автобус, бежал… всем салоном его отогревать стали – пассажиры достали свои шерстяные перчатки, стали растирать".

"Я бы не сказал, что у нас есть особые проблемы в связи с морозами, – считает Сергей, водитель автобуса маршрута № 52. – У нас все автобусы ставятся в гараж, двигатели у них дизельные. То есть если солярка хорошая, то и проблем с запуском двигателя не будет. Я даже не знаю, у каких сейчас маршрутов автобусы на улице стоят, это ж тогда вообще заводить бесполезно. Кстати, есть пример – недавно "газель" заводили, у нее газовый редуктор замерз. Я-то вроде еще ничего, не мерзну, только ноги иногда немного прихватывает, а вот в салоне, конечно, все стекла заморожены, пассажирам ничего не видно".

Вообще, что касается автолюбителей, то многие сейчас просто даже не заводят своих железных коней, предпочитая общественный транспорт. Автослесари рассказывают, что в последнее время участились случаи очень серьезных поломок – проворачиваются вкладыши коленвала, и двигатель можно выбрасывать. В зависимости от марки машины, такой ремонт может вылиться в сумму от 50 до 400 тысяч рублей. А в одном из автоцентров был и курьезный случай – клиент решил, что в морозы его машину может уберечь установленный бортовой компьютер. Разубедить его в этом смог только ценник на проведение таких работ.

Знакомый каменщик рассказывал, как трудно приходится работать в таких условиях. Холодно вам здесь, внизу, пока свои пять-десять минут до автобуса бежите? А теперь представьте себе, что вы находитесь восемь часов на высоте в 50 метров, где ветерок дует, будь здоров. Вот и одеваются кто во что горазд: валенки, ватники, капюшоны такие, чтобы только глаза открытые были. От дыхания все это "счастье" моментально покрывается изморозью, и ходят такие рабочие, как снеговики, там, наверху. "Согласно нормам, нельзя вести наружные работы, если температура опускается ниже минус 25 градусов, – рассказывает Игорь Алфёров, генеральный директор ООО "Альфа-Инвест". – Люди страдают, растворы замерзают, краны нельзя эксплуатировать и так далее. У нас на каждом объекте есть термометры, и мы, конечно, всегда погоду отслеживаем. Но и когда холоднее, чем минус двадцать пять, внутренние работы вести можно, и в помещениях люди трудятся".

Немало хлопот морозы добавляют и коммунальщикам – тому же Водоканалу постоянно приходится отогревать водопроводы и колонки, в день по шесть-восемь аварий. Основная проблема здесь в том, что в свое время жители частного сектора самостоятельно делали водопроводы, и глубина залегания труб едва ли достигает двух метров. Сейчас же из-за длительных и серьезных морозов почва промерзает глубже. Пример из жизни: в погребах глубиной 2,5 метра картошка замерзла.

Возросла нагрузка и на ремонтные бригады компаний, обслуживающих домофоны, – приблизительно на 25-30 процентов. "По паспорту, домофоны можно эксплуатировать при температурах до минус 30-35 градусов, – говорит Михаил Орехов, директор по техническим вопросам "Домофон сити". – На деле есть множество нюансов: какое масло залито в выдвижные панели, из какого материала сделаны контактные поверхности. Сам по себе ремонт занимает минут 20, главная сложность – работать-то приходится на улице, да еще и с обледеневшими металлическими поверхностями".

Сотовые операторы советуют свой мобильный телефон держать "ближе к сердцу" – они вообще не любят резких перепадов температур и прямых солнечных лучей. "Оборудование, обеспечивающее абонентов сотовой связью, способно выдерживать очень низкую температурную нагрузку, – рассказывает Алексей Никитенко, технический директор Барнаульского филиала "Билайн". – Несмотря на то, что при покупке, установке и монтаже базовых станций производится расчет устойчивости и работоспособности в конкретных климатических условиях, проверка морозами является серьезным испытанием для радиосети.

Поскольку температура в отдельных районах края опускается до минус 45 градусов и держится на таком уровне уже на протяжении длительного времени, инженеры работают круглосуточно в особом режиме, регулярно проверяя работоспособность каждого объекта. Возможны также аварийные ситуации по части энергоснабжения базовых станций, так как линии электропередач проходят по лесным угодьям, а в морозную погоду деревья могут упасть и порвать провода. Любая техника, даже самая совершенная, в период эксплуатации в экстремальных условиях может выходить из строя. Особую сложность в этом вопросе представляет обслуживание в морозы базовых станций, находящихся на удалении 100 и более километров. На все эти случаи сформированы бригады быстрого реагирования, дежурная группа инженеров оснащена специальной теплой одеждой и обувью, снегоступами и обогревателями".

По прогнозам синоптиков, мороз должен продержаться до 12 февраля. Потом начнется потепление до минус 15-20 градусов. Потом холода на время вернутся, на стыке второй и третьей декады. А в последнюю декаду этого месяца должно быть значительно теплее – средние дневные температуры повысятся до нуля и минус 5 градусов.


в новости использована иллюстрация с сайта fotki.yandex.ru и журналистов "БР"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров