Барнаульский полиграфолог: лучше пропущу виновного, чем осужу невиновного

14 марта 2010, 12:29, ИА Амител

Корреспонденты "Алтайской правды" взяли интервью у профессионального барнаульского полиграфолога, который проверяет людей на детекторе лжи.

Феликс Свободный – кандидат психологических наук, заместитель декана юридического факультета Алтайской академии экономики и права. Восемь лет назад он окончил институт криминалистики ФСБ России, где учился на полиграфолога. После этого Феликс приобрел собственный детектор лжи и теперь сотрудничает с правоохранительными органами: тестирует на полиграфе подозреваемых в совершении преступлений.

Сдаюсь!

– Расскажите, как начинается ваша работа?

– Сначала я досконально изучаю материалы уголовного дела. Потом встречаюсь со следователем: выясняю, что он хочет узнать от подозреваемого. Затем согласовываем вопросы, которые буду задавать. Никогда не спрашиваю напрямую: убивал или нет. Это будет доказывать суд. Моя задача – понять, знает ли человек детали происшествия. Если знает, значит, был на месте преступления… Например, как-то в одном деле об убийстве прочитал, что в доме, где все произошло, низкие потолки. А подозреваемый достаточно высокого роста, чтобы войти в помещение, ему нужно было пригнуться. Во время проверки на полиграфе я так у него и спросил: "Вам известно, что в доме низкие потолки?" Детектор лжи все сказал за него… Ведь полиграф – это прибор для диагностики физиологических реакций, которые возникают в ответ на значимые для человека стимулы. Он фиксирует все: сердцебиение, голос, пульс, дыхание… Если человек соврет, полиграф обязательно это покажет.

– Как ведете беседу с подозреваемым?

– Тест на полиграфе длится достаточно долго – около двух часов. Обычно я задаю больше 20 вопросов, чтобы обложить подозреваемого со всех сторон. Беседу всегда стараюсь проводить утром – это самое благоприятное время. Есть требования и к помещению, где проходит проверка на детекторе лжи. В кабинете должны находиться только я и подозреваемый. Никаких картин на стене, иначе человек начнет их рассматривать и отвлечется. Из мебели – только стол и стулья. Собеседник всегда располагается спиной ко мне. Желательно, чтобы он смотрел на окно, закрытое шторами или жалюзи. Если некоторые из этих требований не соблюдаются, у меня могут возникнуть трудности с анализом полученных результатов. 

– Многие люди боятся детектора лжи. Это может как-то отразиться на результатах?

– Проверка на полиграфе проводится только с письменного согласия подозреваемого. Если он не хочет проходить тест, никто не имеет права заставлять его. Но отказ – это уже сигнал следователю, лишнее доказательство виновности. Поэтому большинство людей соглашаются. Может быть, с надежной, что им удастся обмануть меня. Был случай, когда в одной барнаульской фирме пропали данные из компьютера. Так вот, подозреваемые – директор и главный бухгалтер компании сразу отказались от полиграфа…

Вообще, я всегда стараюсь успокоить человека, ведь даже преступника нужно расположить к себе. Перед тестом обязательно рассказываю, как работает полиграф. Недавно тестировал одного мальчишку из неблагополучной семьи. Парень не раз проходил по делам мелких грабежей, драк. А тут его обвиняют в убийстве, и… детектор лжи он прошел без проблем. Я вынес заключение – не виновен! Мальчишка мне даже сказал: "Давайте я вам благодарность напишу". Был у меня еще один интересный случай. Девушка призналась в убийстве своего знакомого, написала явку с повинной и указала место, где спрятала тело. Однако труп не нашли. Тогда подозреваемую все-таки решили проверить на детекторе лжи. Во время беседы со мной девушка расплакалась и сказала, что ни в чем не виновата. Оказывается, она стала свидетельницей убийства и, чтобы ее оставили в живых, взяла вину на себя. Полиграф это подтвердил, а с девушки сняли все обвинения.

– Во время проверки подозреваемые сами сдаются?

– Такое, конечно, случается очень редко. В основном все преступники до конца отрицают свою вину. Недавно я тестировал одного мужчину, которого обвиняли в изнасиловании. Пошел уже второй час нашей беседы, и парень понял, что раскололся. У него началась настоящая истерика. А потом он заявил: "Зовите сюда следователя, я во всем признаюсь…"

– Полиграф может показать, что человек совершил сразу несколько преступлений?

– Недавно тестировал маньяка, который на тот момент уже сидел в тюрьме за три убийства. И вдруг он сознался еще в одном. Я задаю ему вопрос: "Вы убили одного, двух, трех, четырех…?" А полиграф срабатывает на цифре "восемь"! То есть за ним числится восемь жертв! Показал детектор лжи и то, как он убивал: одним ударом ножа в спину. Видимо, парень проведет за решеткой еще не один десяток лет…

Даже кнопка не поможет!

– Сейчас в Интернете можно легко найти советы, как обмануть полиграф. Например, во время тестирования думать о море. Это срабатывает?

– Во-первых, человек не сможет все два часа вспоминать курорт в Турции. Во-вторых, опытный полиграфолог сразу поймет, как подозреваемый увиливает от ответа. В таких случаях я всегда говорю: "В своем заключении напишу, что вы оказали противодействие опросу". Это предупреждение обычно срабатывает. В Интернете пишут, что один из самых эффективных способов обмана детектора лжи – металлическая кнопка в ботинке. Скажите, вы сможете периодически наступать на острие и при этом не корчить лицо от боли?.. Мне попадались люди, которые принимали успокоительное, выпивали много чашек кофе и баночек с энергетическими напитками. Один бомж, проходящий в деле по убийству, пытался меня запутать. Я задаю ему вопрос, а он прежде чем ответить, пару секунд молчит и не выдает никаких эмоций. А один подозреваемый отличился: перед проверкой на полиграфе он прямо на глазах у следователей выдул половину бутылки водки! Ну какой ему после этого детектор лжи?

– То есть обмануть полиграф нельзя?

– Для этого нужно очень хорошо знать, как он работает, и быть по своей натуре полным флегматиком. Я – очень эмоциональный человек, поэтому не смогу запутать детектор лжи. Кстати, вообще обмануть сам полиграф нельзя. Можно только провести человека, который анализирует полученные данные. Например, у начинающего полиграфолога не исключены ошибки.

– Вы когда-нибудь ошибались?

– Я сам работал в уголовно-исправительной системе, поэтому знаю, что такое колония… Моя позиция такова: лучше пропущу виновного, чем осужу невиновного. Ошибки были. Как-то раз проверял мужчину, которого обвиняли в убийстве бабушки. Беседовали мы уже в 9 часов вечера, оба были уставшими. У меня возникли некоторые сомнения, но в заключении все-таки написал, что он не виновен. А мужчина оказался знаменитым бийским маньяком, изнасиловавшим пятерых женщин. Это выяснилось уже через полгода после тестирования. Видимо, убийство бабушки для него было настолько незначительным, что не вызывало никаких эмоций. Она просто не хотела отдавать ему деньги, и он как бы невзначай стукнул ее по голове…

Только повод

– Сейчас много говорят, что чиновников нужно проверять на детекторе лжи. Вы как к этому относитесь?

– С помощью полиграфа всех проблем не решить. Он эффективен только, когда применяется с другими методами. Если детектор лжи показал, что чиновник брал взятки, нужно проверить это еще каким-то способом. Показания полиграфа – лишь повод для дальнейшего расследования. 

– В Барнауле есть курсы полиграфологов?

– Нет. По всей стране всего около восьми школ, которые выпускают профессиональных полиграфологов. Но ознакомительные лекции об использовании детектора лжи читают в нашей академии экономики и права.

– А ревнивый муж когда-нибудь просил проверить на детекторе лжи свою жену?

– Несколько дней назад мне звонил один молодой человек. Накануне свадьбы парень решил проверить невесту. Но я у него спросил: "Ты как потом с ней жить-то будешь?" Жених задумался… и больше не звонил…

– Кого легче всего исследовать на полиграфе?

– Молодых людей до 35 лет. Вообще, многие девушки не умеют врать. Задаешь им любой вопрос, а ответ читаешь по лицу! И даже детекторы лжи здесь не нужны…

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров