Россияне не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав

20 марта 2010, 08:04, ИА Амител

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, хорошо ли россияне знают права потребителя и сталкивались ли с их нарушением.

43% россиян за прошедший год сталкивался с нарушениями его прав как потребителя.  Вместе с тем, на регулярное нарушение своих прав в половине случаев и чаще жалуются 6% россиян, по подсчетам еще 9% наших сограждан, их потребительские права нарушаются примерно в четверти случаев, тогда как относительное 27% опрошенных указали, что за прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза. Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители отмечают факты нарушения прав потребителей: среди сельчан с ними сталкивались 38%, а среди жителей столиц - 52%.

Респонденты, которые в минувшем году сталкивались нарушениями своих потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров и услуг ненадлежащего качества (49%), обсчет и обвес (46%), а также продажу товара с истекшим сроком годности (40%).  Каждый четвертый (28%) респондент сталкивался с отказом продавца обменять товар ненадлежащего качества или вернуть деньги, а каждый пятый лично встречался  с некомпетентностью и невниманием со стороны обслуживающего персонала в магазинах (20%), а также с игнорированием санитарных норм в местах торговли (18%). Москвичи и петербуржцы чаще, чем жители других населенных пунктов, встречаются со всевозможными нарушениями своих прав, чем жители других населенных пунктов. 

Большинство россиян (64%), по их собственному заявлению, знают, что их потребительские права защищены законом, но его содержание представляют только в общих чертах. Только каждый десятый (11%) заявил, что хорошо знает, в чем заключаются его права как потребителя, тогда как пятая часть опрошенных (20%) призналась, что им об этом ничего не известно. 

Мужчины и женщины, а также представители разных возрастов примерно одинаково оценивают свой уровень знания закона о защите прав потребителей. О том, что они хорошо знают свои права, реже заявляют уральцы (7%), а также жители малых городов и сел (8-9%).  Наиболее высоко свои знания оценивают жители Северо-Западного и Южного округов (17% и 15% соответственно), а также жители средних городов (17%).

Тем не менее более трети опрошенных (38%) не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав.  В основном это люди с низким уровнем достатка, которые едва сводят концы с концами (52%), селяне (46%), а также жители Северо-Западного (49%) и Дальневосточного (47%) округов. Чаще всего россияне справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в администрацию своего города (27%) или прямиком в суд (25%). Каждый шестой (16%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в антимонопольный комитет. Реже всего респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит милиция (9%).

Чем выше уровень образования россиян, тем выше уровень их потребительской грамотности: если среди опрошенных с неполным средним образованием более половины (53%) не знают, куда идти за защитой своих потребительских прав, то среди респондентов с неполным высшим и высшим образованием об заявил лишь каждый четвертый (25%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 6-7 марта 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Напомним, на сайте amic.ru существует раздел "Потребители - о потреляемом", где уже оставлены десятки сообщений. Оставить свои сообщения можно здесь: http://www.amic.ru/forum/?topic=408648

По опыту приобретения товаров и услуг в 2009 году, случалось ли, что Ваши права как потребителя нарушались или нет? (закрытый вопрос, один ответ)

 

Всего опрошенных

Тип поселения

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100-500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Да, в большинстве случаев

3

4

4

2

3

2

Да, примерно в половине случаев

3

4

4

3

3

3

Да, примерно в четверти случаев

9

9

15

10

6

8

Да, но было всего один- два таких случая

27

35

28

29

24

24

Нет, такого никогда не было

49

43

43

48

53

51

Затрудняюсь ответить

9

5

5

8

11

11

С какими нарушениями ваших потребительских прав Вы лично сталкивались?
(закрытый вопрос, любое число ответов)

 

Всего опрошенных

Тип населенного пункта

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100-500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Ненадлежащее качество товаров и услуг

49

49

60

47

48

40

Обсчет, обвес

46

56

33

57

46

45

Продажа товара/услуги с истекшим сроком годности

40

39

39

40

41

43

Отказ в обмене товара/услуги или возврате денег

28

36

23

29

28

30

Некомпетентность и невнимание со стороны обслуживающего персонала

20

27

21

21

21

12

Игнорирование санитарных норм в местах торговли, оказания услуг

18

16

20

19

15

20

Необоснованное завышение цены товара/услуги, сметы на выполнение работ

13

25

15

9

8

12

Несоблюдение сроков оказания услуг, поставки товара

12

7

13

17

12

12

Отказ принять жалобу в адрес руководства, предоставить книгу жалоб

12

22

11

10

9

11

Отказ в проведении гарантийного ремонта товара, гарантийном обслуживании

10

8

10

9

9

10

Предоставление ненадлежащей информации о товарах и услугах (составе, изготовителе и пр.)

9

11

13

8

8

8

Отсутствие у продавца необходимой сопроводительной документации на товар, услугу

7

9

5

8

8

6

Другие нарушения

1

3

1

2

 

1

Затрудняюсь ответить

1

 

1

 

1

1

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров