Россияне не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав
20 марта 2010, 08:04, ИА Амител
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, хорошо ли россияне знают права потребителя и сталкивались ли с их нарушением.
43% россиян за прошедший год сталкивался с нарушениями его прав как потребителя. Вместе с тем, на регулярное нарушение своих прав в половине случаев и чаще жалуются 6% россиян, по подсчетам еще 9% наших сограждан, их потребительские права нарушаются примерно в четверти случаев, тогда как относительное 27% опрошенных указали, что за прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза. Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители отмечают факты нарушения прав потребителей: среди сельчан с ними сталкивались 38%, а среди жителей столиц - 52%.
Респонденты, которые в минувшем году сталкивались нарушениями своих потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров и услуг ненадлежащего качества (49%), обсчет и обвес (46%), а также продажу товара с истекшим сроком годности (40%). Каждый четвертый (28%) респондент сталкивался с отказом продавца обменять товар ненадлежащего качества или вернуть деньги, а каждый пятый лично встречался с некомпетентностью и невниманием со стороны обслуживающего персонала в магазинах (20%), а также с игнорированием санитарных норм в местах торговли (18%). Москвичи и петербуржцы чаще, чем жители других населенных пунктов, встречаются со всевозможными нарушениями своих прав, чем жители других населенных пунктов.
Большинство россиян (64%), по их собственному заявлению, знают, что их потребительские права защищены законом, но его содержание представляют только в общих чертах. Только каждый десятый (11%) заявил, что хорошо знает, в чем заключаются его права как потребителя, тогда как пятая часть опрошенных (20%) призналась, что им об этом ничего не известно.
Мужчины и женщины, а также представители разных возрастов примерно одинаково оценивают свой уровень знания закона о защите прав потребителей. О том, что они хорошо знают свои права, реже заявляют уральцы (7%), а также жители малых городов и сел (8-9%). Наиболее высоко свои знания оценивают жители Северо-Западного и Южного округов (17% и 15% соответственно), а также жители средних городов (17%).
Тем не менее более трети опрошенных (38%) не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав. В основном это люди с низким уровнем достатка, которые едва сводят концы с концами (52%), селяне (46%), а также жители Северо-Западного (49%) и Дальневосточного (47%) округов. Чаще всего россияне справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в администрацию своего города (27%) или прямиком в суд (25%). Каждый шестой (16%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в антимонопольный комитет. Реже всего респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит милиция (9%).
Чем выше уровень образования россиян, тем выше уровень их потребительской грамотности: если среди опрошенных с неполным средним образованием более половины (53%) не знают, куда идти за защитой своих потребительских прав, то среди респондентов с неполным высшим и высшим образованием об заявил лишь каждый четвертый (25%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 6-7 марта 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Напомним, на сайте amic.ru существует раздел "Потребители - о потреляемом", где уже оставлены десятки сообщений. Оставить свои сообщения можно здесь: http://www.amic.ru/forum/?topic=408648
По опыту приобретения товаров и услуг в 2009 году, случалось ли, что Ваши права как потребителя нарушались или нет? (закрытый вопрос, один ответ) |
||||||
|
Всего опрошенных |
Тип поселения |
||||
Москва и Санкт-Петербург |
Более 500 тыс. жителей |
100-500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла |
||
Да, в большинстве случаев |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
Да, примерно в половине случаев |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Да, примерно в четверти случаев |
9 |
9 |
15 |
10 |
6 |
8 |
Да, но было всего один- два таких случая |
27 |
35 |
28 |
29 |
24 |
24 |
Нет, такого никогда не было |
49 |
43 |
43 |
48 |
53 |
51 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
5 |
5 |
8 |
11 |
11 |
С какими нарушениями ваших потребительских прав Вы лично сталкивались? |
||||||
|
Всего опрошенных |
Тип населенного пункта |
||||
Москва и Санкт-Петербург |
Более 500 тыс. жителей |
100-500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла |
||
Ненадлежащее качество товаров и услуг |
49 |
49 |
60 |
47 |
48 |
40 |
Обсчет, обвес |
46 |
56 |
33 |
57 |
46 |
45 |
Продажа товара/услуги с истекшим сроком годности |
40 |
39 |
39 |
40 |
41 |
43 |
Отказ в обмене товара/услуги или возврате денег |
28 |
36 |
23 |
29 |
28 |
30 |
Некомпетентность и невнимание со стороны обслуживающего персонала |
20 |
27 |
21 |
21 |
21 |
12 |
Игнорирование санитарных норм в местах торговли, оказания услуг |
18 |
16 |
20 |
19 |
15 |
20 |
Необоснованное завышение цены товара/услуги, сметы на выполнение работ |
13 |
25 |
15 |
9 |
8 |
12 |
Несоблюдение сроков оказания услуг, поставки товара |
12 |
7 |
13 |
17 |
12 |
12 |
Отказ принять жалобу в адрес руководства, предоставить книгу жалоб |
12 |
22 |
11 |
10 |
9 |
11 |
Отказ в проведении гарантийного ремонта товара, гарантийном обслуживании |
10 |
8 |
10 |
9 |
9 |
10 |
Предоставление ненадлежащей информации о товарах и услугах (составе, изготовителе и пр.) |
9 |
11 |
13 |
8 |
8 |
8 |
Отсутствие у продавца необходимой сопроводительной документации на товар, услугу |
7 |
9 |
5 |
8 |
8 |
6 |
Другие нарушения |
1 |
3 |
1 |
2 |
|
1 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
Комментарии 0