Количество бытовой техники в домах россиян существенно выросло

16 августа 2010, 08:59, ИА Амител

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, зачем россияне приобретают товары длительного пользования, какой стратегии приобретения (накопление, кредит, в долг) придерживаются и где предпочитают совершать крупные покупки: в своем населенном пункте или  в других местах.

За десять лет количество бытовой техники в домах россиян существенно выросло. Так, практически в каждой семье сегодня есть телевизор и холодильник (по 96%, в 1990 г - 87 и 85% соответственно). Также более 80% опрошенных - обладатели стиральной машины (с 73 до 89%), пылесоса (с 66 до 80%), часов (с 78 до 85%) и мебели (с 48 до 91%), причем за десять лет меблированных домов стало в два раза больше.

Резко увеличилась в России доля владельцев микроволновых печей (с 3 до 55%) и видеомагнитофонов, DVD-плееров (с 4 до 63%). В тоже время из домов респондентов исчезают радиотехника (с 61 до 47%), швейные машины (с 55 до 47%) и пианино (с 11 до 6%).

Главным мотивом приобретения товаров длительного пользования для россиян остается стремление создать в доме условия для удобной, комфортной жизни (61%).  На втором месте по значимости - необходимость замены старых вещей новыми, причем за последние десять лет этот стимул стал более популярным (с 39 до 45%). Остальные мотивы совершения крупных покупок актуальны не более, чем для 11% опрошенных: так, 7% делают приобретения, руководствуясь не утилитарными соображениями, а желанием иметь красивые и дорогие вещи, 3% рассматривают дорогостоящие покупки как способ инвестиции, а 1% убежден, что в условиях дефицита подобные товары не будут лишними. Вынужденная покупка новых товаров в виду износа старых характерна в первую очередь для малообеспеченных (52%), респондентов предпенсионного и пенсионного возрастов (50-52%), женщин (47%). Стремлением к комфорту и красоте руководствуются главным образом состоятельные (65 и 12% соответственно), молодежь (71 и 9-10%). 

Наиболее популярная среди россиян стратегия приобретения дорогостоящих товаров - накопление (58%). Именно так, как правило, поступают пожилые (71%), обеспеченные (63%), москвичи и петербуржцы (68%). Почти четверть опрошенных предпочитают приобретать товары в кредит (23%). В основном респонденты средних лет (29-30%), со средним уровнем доходов (25%), жители малых и средних городов (по 26%). Наименее востребованы респондентами покупки в долг (8%). Занимают деньги прежде всего респонденты 25-4 лет (13%), малообеспеченные (11%), жите двух столиц (16%). Для женщин более традиционны приобретения в кредит (25 против 21%), в то время как мужчины чаще предпочитают обходиться своими силами и откладывать деньги (59 против 57%).

Большинство россиян, как и раньше, совершают покупки товаров длительного пользования в своем населенном пункте. Однако за последние десять лет "потребителей-домоседов" стало меньше (с 74 до 69%). Те, кто все же выезжают за покупками, как правило, едут в районный или областной центр своего региона (18%). Причем этот маршрут стал, напротив, несколько более востребованным (с 15 до 18%). Популярные десять лет назад выезды в Москву и Санкт-Петербург стали значительно менее распространены сегодня (с 12 до 4%). А вот поездки в близлежащие города и села, напротив, совершаются значительно чаще (5%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 17-18 июля 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Какие из перечисленных товаров есть в вашей семье? (закрытый вопрос, любое число ответов)

 

1990

2010

телевизор

87

96

холодильник

85

96

мебель

48

91

стиральная машина

73

89

часы

78

85

пылесос

66

80

видеомагнитофон, DVD

4

63

микроволновая печь

3

55

бытовая радиотехника всех видов

61

47

швейная машина

55

47

пианино, рояль

11

6

Затрудняюсь ответить

0

1

Что для вас при покупке товаров длительного пользования является главным? (закрытый вопрос, не более двух ответов)

1990

2010

стремление к тому, чтобы в доме было все для удобной жизни

61

61

замена старых вещей

39

45

желание иметь дорогие, красивые вещи

0

7

помещение части сбережений в вещи

2

3

в условиях дефицита хорошо иметь лишнюю дорогую вещь

2

1

другое

1

3

Затрудняюсь ответить

5

3

Как вы чаще всего приобретаете дорогостоящие вещи: беря деньги в долг, накапливая или беря кредит? (закрытый вопрос, один ответ)

Все опрошенные

Самооценка материального положения

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Плохое, очень плохое

беру в долг

8

9

7

11

откладываю деньги

58

63

59

52

беру кредит

23

20

25

20

Затрудняюсь ответить

11

8

9

16

Выезжаете ли вы за покупкой товаров длительного пользования? Если да, то куда вы за ними ездите? (закрытый вопрос, любое число ответов)

 

1990

 

2010

   покупаем все по месту жительства

74

выезжаем в районный или областной центры

18

   выезжаем в районный или областной центры

15

выезжаем в Москву, Санкт-Петербург

4

   выезжаем в столицы союзных республик

3

выезжаем в другое село, город в своей области

5

   выезжаем в Москву, Ленинград

12

выезжаем в другую область

2

   покупки в другом селе, городе в своей области

0

выезжаем за рубеж

1

   покупки в другой области в своей республике

0

покупаем все по месту жительства

69

   покупки в другой республике

0

Затрудняюсь ответить

4


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров