Останется ли трамвай символом Барнаула?

17 сентября 2010, 12:32, ИА Амител

Останется ли трамвай символом Барнаула? Барнаульские трамваи давно уже стали символом города, таким же, знаковым, как магазин "Под шпилем" или речной вокзал. Трудно себе представить барнаульское утро без перезвона – "будильника" за окном. А поздним вечером, простучав на стыках, последний вагон, отправляющийся в депо, пожелает нам спокойной ночи. Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться со статьей корреспондента "Вечерний Барнаул " Тамары Поповой. Она называется "Останется ли трамвай символом Барнаула?".

Но трамвай - это не только романтика. Кроме очевидных вещей - экологической безопасности, социальной значимости и способности ехать даже тогда, когда автотранспорт стоит в пробках, - трамвай - это прежде всего сложное комплексное хозяйство, производственные корпуса, подвижной состав, требующие вложений, ремонта, модернизации.

Изношенность на 98%, дотационность, поскольку каждый второй его пассажир предъявляет кондуктору льготное удостоверение, - факты не секретные. Ту же трамвайную историю расскажут вам руководители профильных предприятий почти всех российских городов. Или даже всех, если на предприятиях имеются старенькие, но неутомимые труженики - трамваи.

Явление, о котором недавно говорил президент страны Дмитрий Медведев: десятилетиями не вкладываясь в модернизацию, Россия прожила ресурс, оставленный ей предыдущим поколением. А сколько веревочке не виться… Весть о "больной" экономике МУП "Горэлектротранс" для города - не новость. А вот реальное положение вещей, о котором рассказал руководитель МУП "Горэлектротранс" Сергей Снитко (два месяца назад сменивший на этом посту Сергея Семдянкина), пожалуй, как гром среди ясного неба.

Финансовый кризис не оставил предприятию выбора: продажа его имущества - неизбежность. Вопрос лишь в том, что и как продавать. Умно и грамотно - только лишь непрофильное имущество, не влияющее никак на производственную деятельность, благо, предбанкротная процедура наблюдения предусматривает такой кардинальный способ решения проблемы. Или быстро и все разом, без ссылок на нужность и социальную значимость и трамвая для города – поскольку после 22 декабря будет введено конкурсное производство, и внешний управляющий (по закону!) должен будет продать ВСЕ, дабы погасить долги предприятия перед кредиторами.

Для тех, кто не в курсе: целью конкурсного производства является ликвидация предприятия, и как-то очень складно на этой волне темой "трамвайного Армагеддона" запестрели краевые СМИ - от имитаций газетной аналитики до телевизионных интервью. Дескать, и так на ладан предприятие дышит, а тут еще и на продажу пустили его сетевое хозяйство – "распродают столбы"! Да уж, кто бы сомневался, грех им, краевым СМИ, не воспользоваться ситуацией, когда каждое лыко в строку. Но давайте разберемся, что за столбы продают, о чем собственно, идет речь.

Справка "ВБ"

Первый барнаульский трамвай пущен 7 ноября 1948 года. Сегодня в городе действует 11 трамвайных маршрутов с протяженностью путей в 123 км и ежедневным объемом перевозок около 250 тыс. пассажиров, то есть электротранспортом пользуется каждый третий горожанин. Дотационный вид транспорта переживает сейчас не лучшие свои времена - 1 июля 2010 года Арбитражный суд Алтайского края вынес определение о признании несостоятельным (банкротом) МУП "Горэлектротранс" г. Барнаула и введении процедуры наблюдения на срок до 22 декабря 2010 года, внешним управляющим назначен член НП "Сибирская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих". Сумма кредиторской задолженности составляет 117,3 млн. рублей, в том числе 39,3 - перед ОАО "Барнаульская горэлектросеть"; 28,6 - Пенсионным фондом; 12,4 - муниципальным унитарным трамвайно-троллейбусным предприятием; 4,2 – городским бюджетом. 17,5 миллиона составляет задолженность по налогу на доходы физических лиц.

"Прошито и опечатано"

В кабинете у Сергея Снитко идет разговор, совсем не похожий на то, что мы слышим в репортажах выполняющих определенный заказ журналистов. Да, информацию о банкротстве предприятия Снитко подтверждает, но при этом говорит не об "огульной распродаже имущества с молотка", а о реальной и единственной на сегодняшний день возможности оздоровления предприятия в рамках процедуры наблюдения. Да, руководство предприятия обратилось в городскую Думу с просьбой разрешить реализацию имущества, движимого и недвижимого, как путь к сохранению для Барнаула социально значимого вида городского транспорта, но, к сожалению, осталось неуслышанным. Или непонятым.

Хотя есть надежда, что депутаты к рассмотрению этого вопроса еще вернутся. О каком имуществе идет речь? Вместе с директором МУП "Горэлектротранс" Сергеем Снитко мы изучаем каждый документ, лист за листом. Административно-бытовые и ремонтные помещения, два диспетчерских пункта (всего - семь позиций), не используемые по назначению. Они сейчас не востребованы, поскольку ремонтом подвижного состава и сборкой новых вагонов занимается с недавних пор специализированное предприятие "Алтайэлектротранс" (директор - Андрей Рейнгольд). В его ведение переданы производственно-ремонтная площадка на проспекте Коммунаров (бывшее депо № 2) и ремонтная база с оборудованием и персоналом. Фактически создан ресурсный центр по ремонту эксплуатируемых и сборке новых трамваев и троллейбусов, обслуживающий потребности Бийска, Рубцовска и Барнаула.

"Семь пунктов" - это как раз те площади, что высвободились в связи с оптимизацией ремонтной базы электротранспорта. Восьмым значатся "объекты электросетевого хозяйства", (те самые "столбы", из-за которых и начался весь сыр-бор) - к коим специалисты относят инструменты, измерительные приборы, инвентарь, рабочие и силовые машины. Их полный перечень - увесистый документ из семи тысяч названий, прошнурованный и скрепленный сургучной печатью, в отличие от ничем не подкрепленных слухов и домыслов вокруг темы.

Трансформаторные подстанции и сами трансформаторы - однотипные, только адреса разные. Хозяйство специфическое, переданное предприятию из муниципальной собственности, для возможности сдавать в аренду и получать хотя бы небольшие доходы. Оно не задействовано в производственной технологии МУП "ГЭТ". У транспортников - свои тяговые подстанции и сетевое хозяйство. Сейчас "Горэлектротранс" сдает эти объекты в аренду - малоприбыльную, поскольку аренда заложена в тарифе. Вместе с ее ростом будет расти и тариф - получается, что аренда невыгодна прежде всего нам, пассажирам, поскольку оплачивать ее будем мы из своих кошельков, потому что больше некому.

О мечтах и реалиях

Так приятно мечтать о том, что будет лет эдак через двадцать. Когда Барнаул разовьется настолько, что закупленные новенькие троллейбусы будет просто некуда ставить, и база, не используемая сейчас, может теоретически пригодиться. "Да, - подтверждает Сергей Снитко, - то же здание на улице Звездной возможно в обозримом будущем использовать как троллейбусный парк, но и в нашем основном троллейбусном парке, эксплуатируемом сейчас, свободного места предостаточно, поскольку количество единиц техники сократилось в последние годы со 150 до 50". А между тем не до мечтаний сегодня Сергею Степановичу - его сюда назначили, чтобы экономику транспортного предприятия спасти:

- Решение о продаже имущества, не влияющего на производственную деятельность, я считаю единственно верным сейчас шагом к оздоровлению ситуации. Конечно, все эти помещения и объекты электросетевого хозяйства не лишние, в городе, как у хорошей хозяйки, все пригодится. Но неправильно и недопустимо для нас сейчас содержать пустующие неиспользуемые помещения. Чтобы выйти из состояния предбанкротного наблюдения, пережить зиму, приступить к модернизации и быть уверенным в хорошем будущем электротранспорта Барнаула, без решительных действий сейчас не обойтись. И если есть свободный ресурс для расчета с кредиторами и вложения денег в переоснащение, им просто нельзя не воспользоваться. Как дотационное и социально ответственное предприятие, коими являются и все "электротрансы" России, проблемы мы должны решать по мере их поступления. А насколько быстро разрушаются неиспользуемые и неотапливаемые здания, думаю, хозяйственникам Барнаула объяснять не надо. Мне трудно комментировать то, что происходит сейчас в городе - попытку подмены понятий, манипуляций настроениями и мнениями горожан, использования ситуации в интересах определенных политических сил, но я знаю точно свою задачу: вывести предприятие из кризиса. Продажа неиспользуемого имущества до 22 декабря - это не крах "Горэлектротранса", а, скорее, его спасение. Чтобы вытащить предприятие из банкротства, мы предлагаем антикризисную программу с последующим развитием этого вида транспорта. При том, что изношенность транспорта - почти полная, и нужны время и средства, чтобы говорить о развитии, трамвай, все-таки, - будущее города. Об этом говорит и опыт российских мегаполисов. Так, стоящая в пробках и задыхающаяся от выхлопов Москва, забывшая было об электротранспорте, вернулась к нему, как к панацее.


"Мы просто умеем считать"

Нынешний уровень информатизации отрасли позволяет эффективно использовать систему навигации ГЛОНАСС, а значит, проще и качественней становится работа логистиков диспетчерской службы, упраздняется громоздкая система управления движением. И здесь мы позволим себе цитату из недавней публикации в одной из краевых газет: "…уже два года как существует целевая программа развития городского электротранспорта в Алтайском крае. В соответствии с ней Барнаул может рассчитывать на практически новые трамвайные вагоны  по 3 млн. рублей со сроком эксплуатации как минимум 15 лет. Уже в будущем году, согласно этой программе, в краевом центре может появиться 56 новых трамвайных вагонов. За 10 лет, на которые она рассчитана, городской трамвайный парк может быть полностью обновлен и модернизирован. А это ни много ни мало 360 трамваев! Самое главное, что при модернизации предполагается применять новейшие технологии, позволяющие экономить при эксплуатации новых трамваев до 40% электроэнергии. В масштабах города это десятки миллионов рублей в год сэкономленных бюджетных средств! Программа предусматривает и модернизацию трамвайных путей, организацию скоростного движения, которое может самым существенным образом разгрузить городские магистрали". А кто бы спорил? Почему же тогда иные чиновники и журналисты подменяют понятие, пугая барнаульцев мифической "распродажей с молотка".

А теперь вопрос, на который вы и сами, дорогие читатели, ответите без труда: целесообразно ли сохранять в собственности здания, которые не будут использоваться даже в долгосрочной перспективе, ли сетевое хозяйство, которое используют энергетики, а не само предприятие? Если реализация их на сегодня - единственная возможность вдохнуть в "Горэлектротранс" новую жизнь и сохранить Барнаулу трамвай и троллейбус, да к тому же,  в процессе процедуры наблюдения у предприятия есть возможность выбрать покупателя, способного предложить достойную цену. Были бы мы столь богаты, чтобы владеть и необходимым, и достаточным - тогда, конечно, и споров бы не было. А пока ответ очевиден. Если мы, конечно, хотим, чтобы барнаульский трамвай и впредь оставался символом Барнаула.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров