Первые строители Чуйского тракта жили за колючей проволокой

15 февраля 2012, 14:18, ИА Амител

Работник музея имени В. Бианки Елена Грехова написала для "Бийского рабочего"  статью о Чуйском тракте. Предлагаем читателям ИА "Амител" с ней ознакомиться.

Чуйский тракт – древняя дорога, известная еще по китайским летописям трехтысячелетней давности.

В китайских источниках она именовалась торговой дорогой к юэчжам, так называли тогда в Китае скифские племена. По мнению историков, эта тропа была северным ответвлением Великого шелкового пути. В эпоху Средневековья сформировались основные направления, связывающие Верхнее Приобье с Монголией, Китаем и Средней Азией. Все они начинались от удобной переправы в районе слияния рек Бии и Катуни, именуемой Вихоревской. Одно из направлений вело от переправы к горам Алтая, по левому берегу реки Катуни по холмистой предгорной равнине через среднегорье, минуя три перевала, многочисленные бомы к долине реки Чуи и правым берегом этой реки уходило в Монголию. Это направление впоследствии стало приоритетным и называлось Чуйской вьючной тропой, затем Чуйским трактом.Чуйский тракт около с. Сростки. 40-е годы XX века

Чуйский тракт – первая дорога в пределах нынешних административных единиц Алтайского края и Республики Алтай, получившая статус дороги федерального значения, согласно постановлению от 26 мая 1922 года ВЦИК РСФСР. В Бийске был создан отдел государственных сооружений и составлен первый план ремонтно-строительных работ на Чуйском тракте. В том же году на средства федерального бюджета построен первый мост через реку Чуя.

В следующем – 1923 году на участке от бома Кор-Кечу до Ини строятся три паромные переправы через реку Катунь, восстанавливаются гужевые перевозки по Ч уйскому тракту. Но состояние дороги, имеющей три перевала и четыре паромные переправы, не соответствовало требованиям перевозок по ней. Нужно было искать более удобные варианты. И единственным  верным был правокатунский вариант, предложенный в свое время еще Вячеславом Шишковым, но он не был претворен в жизнь.

Так выглядел Чуйский тракт в 1936 году В 1933 году выходит новый приказ по управлению Чуйского тракта: "Согласно Постановлению Правительства по Народному комиссариату внешней торговли СССР от 5 июня 1933 года за № 333, Чуйский тракт считается военизированным с введением Устава о служебно-трудовой дисциплине военизированных рабочих и служащих. Означенное мероприятие Правительства вызвано особо важным значением Чуйского тракта в общей системе народного хозяйства. Военизация должна обеспечить бесперебойную работу тракта в деле осуществления возложенных на тракт ответственных заданий по экспортно-импортным перевозкам. Военизация работников тракта при улучшении их материально-бытовых условий, как то: снабжение продовольствием, обмундированием и другими льготами, возлагает на них большую ответственность за четкую и безукоризненную работу. Работники тракта должны помнить, что они указанным актом Правительства приравнены к славным бойцам Красной Армии в условиях мирного строительства социализма".

Вдоль дороги строятся "командировки" 7-го отделения Сиблага. Начальником этого отделения становится Волков. Каждая "командировка" представляла собой территорию, обозначенную на картосхемах того времени как "земля особого назначения". По периметру стояли вышки, территория обнесена забором с колючей проволокой, за которым располагались бараки на 200–300 заключенных, дом для охраны, склад, баня и другие хозяйственные постройки. Кроме "сиблоновцев" – так называли заключенных, строили дорогу и жители близлежащих сел – там, где дорога проходила по населенному пункту. Каждый работоспособный житель села обязан был перевезти для отсыпки дороги сто ручных тачек земли или гравия. За тачки, привезенные сверх нормы, выплачивались деньги. Кроме того, на строительстве дороги использовались лошади из артелей и колхозов. В протоколе № 35 от 24 июля 1926 года президиумом Бийского окрисполкома отмечено, что граждане села Сетовка сами постановили дать 500 подвод бесплатно для строительства Чуйского тракта.Костюм шофера Чуйского тракта.

В 1934 году дорога на всем своем протяжении от Бийска до монгольской границы становится проходимой для автотранспорта.

На первой странице альбомов, которые были подарены в честь окончания строительства Чуйского тракта передовым работникам, можно прочитать: "Чуйский тракт как одна из важнейших внешнеторговых магистралей Советского Союза и основная автодорожная артерия Ойротской автономной области, имея головным участком город Бийск как исходный пункт железной дороги и водного транспорта, доходит до границы северо-западной Монголии.

Общая протяженность тракта составляет 622 км, из которых 500 км проходят среди высокогорных хребтов Северного Алтая, пересекая Семинский и Чике-Таманский перевалы.Чуйский тракт. 20-е годы XX век

Строительство Чуйского тракта осуществлено фактически в течение двух коротких и дождливых сезонов 1933–1934 гг. при наличии рабочей армии из 5000–6000 человек. За время строительства тракта произведено свыше 2500 тыс. куб. метров земляных и скальных работ, 1300 метров мостов, 250 штук труб, 330 км проезжей части (шоссе). Проведенный в 1934 году автопробег показал количество ходовых часов автопроезда по Чуйскому тракту: Бийск – Кош-Агач – 22 часа и Кош-Агач – Бийск – 19 часов. Сооружение тракта стоимостью более 20 миллионов руб­лей в одной из бывших наиболее отсталых окраин царской России, а ныне Ойротской автономной области, является ярким примером правильности национальной политики нашей партии".

К 7 ноября 1934 года рапортовали о досрочном выполнении задания партии и правительства о сооружении Чуйского тракта. Обеспечен полный автопроезд на протяжении свыше 600 км и дополнительно со­оружен за счет местных и краевых ресурсов крупнейший в Союзе наплавной мост через Бию.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров