Минобрнауки вернет систему распределения студентов
05 октября 2012, 13:38, ИА Амител
Данная инициатива связана с новым законом "Об образовании".
– В настоящее время необходимо создать некий механизм, который установит жесткую взаимосвязь между сферой профессионального образования, требованиями рынка труда и международными стандартами профессиональной и образовательной деятельности. Нужно формировать образовательные кластеры, в которые будут входить учреждения профессионального образования и предприятия отрасли, – говорят в министерстве.
Ранее депутат Госдумы Владимир Бурматов выступил с инициативой вернуть систему распределения студентов после окончания ВУЗов. Бурматов так же отметил, что думский комитет по образованию ранее рассматривал предложения о возвращении к данной системе, но пока нет "предпосылок к возврату существовавшей в СССР системы распределения молодых специалистов."
Система принудительного распределения всех молодых специалистов, оканчивающих высшие и профессиональные учебные заведения, была введена в СССР в 1930-е годы и прекратила существование после распада Советского Союза.
За разъяснениями "Известия" обратились к заместителю министра образования по законодательным вопросам и проекту "Открытое министерство" Наталие Третьяк.
– Законодательно
полностью вернуть данную систему нельзя. В новом законе предусмотрено
сохранение целевого набора, правда, уже с более жесткой привязкой с их
будущим местом работы, предоставление рабочего места по окончанию ВУЗа,
организации учебной практики, оказание поддержки и многое другое, –
говорит Третьяк.
Специалисты, опрощенные "Известиями" неоднозначно отреагировали на данную инициативу.
Руководитель Центра образовательных разработок Сколково Андрей Баркин оценил инициативу в первую очередь как попытку удержать квалифицированные кадры в рамках "своей" отрасли.
– Все объединять – это мировая тенденция последних 5 лет. Здесь целью является консолидация всех разрозненных ресурсов в один "кулак". Все это рассчитано на целевые направления повышения конкурентной способности России как в экономическом секторе, так и в научном направлении. Также подразумевается, что люди смогут сразу от обучения переходить в научную деятельность, а далее и работать в определенной сфере. Данная инициатива является попыткой удержать высококвалифицированные кадры в отрасли, чтобы они не ходили работать не по профессии, – говорит Баркин.
Ректор МФТИ Николай Кудрявцев, чей институт уже несколько десятков лет является "кластером" технических специальностей, а вскоре станет основой для технопарка, объяснил "Известиям", что сейчас многие студенты проходят обучения без должной мотивации и желания работать по будущей профессии, потому что не знают, что их ждет после обучения.
– В
чистом виде ту систему, которая была в СССР, в нынешних условиях
возродить просто нельзя, и она не будет эффективной. Потому что никого
заставлять нельзя работать по той или иной специальности. Сейчас нужно
выстраивать политику взаимодействия с профильными работодателями. Если
студент понимает, зачем он учится, для каких задач и что его ждет
дальше, он будет более мотивирован и заинтересован работать по
специальности. С учетом современной ситуации министерство пытается
решать данную проблему, – пояснил Кудрявцев.
Своей точкой зрения с "Известиями" поделился бывший министр образования, а ныне ректор Российского
университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов. Он подчеркнул, что
оценить данную инициативу пока довольно затруднительно. Нужно ждать
реорганизации высшего образования в России, но сама идея кажется
Филиппову достойной:
– Сейчас стоит задача в целом выстроить систему профессионального образования в России, вплоть до структуры подготовки кадров под отрасль, потому что сейчас у нас не хватает рабочих кадров. За этой идей есть здравое зерно и смысл, который повысит качество образования. Это позволит готовить специалистов по заказу предприятий, можно будет проходить практику приближенно к производству. Сейчас у ВУЗов возникают проблемы с профильными базовыми предприятиями по устройству студентов, – говорит Филиппов.
Глава профсоюза работников образования Андрей Демидов оценивает инициативу министерства частично положительно, но опасается, что в финальном исполнении получится совершенно не то, что задумывалось.
– Тут рассчитывается, что более осмысленной станет производственная практика, что в 90 случаях из 100 являются формальностью. Тут действительно нужно привлекать к обучению работодателей, чтобы студенты могли сразу включится в практику предприятия, что на мой взгляд может улучшить как образовательное, так и экономическое развитие, – говорит Демидов.
Именно
в привлечении работодателей министерство видит одно из условий решения
задач модернизации системы профессионального образования, повышения
качества подготовки выпускников и приведения его в соответствие с
потребностями рынка труда.
Комментарии 0