Генерал Ивашов: «Россия мямлит – турки наглеют»

13 октября 2012, 09:48, ИА Амител

Скандал с принудительной посадкой в Анкаре сирийского Airbus A320, направлявшегося из Москвы в Дамаск, поставил ребром вопрос об эффективности внешней политики России. В пятницу официальные представители Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ и "Рособоронэкспорта" официально заявили, что грузы, изъятые с борта сирийского лайнера, не принадлежат ни одной из этих организаций. Поэтому заявления премьера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который обвинил Москву в поставках Дамаску боеприпасов, мягко говоря, не соответствуют действительности. Об этом пишет СП.

Напомним, Эрдоган заявил, что российская военная техника предназначалась для армии, лояльной президенту Сирии Башару Асаду. "Это были боеприпасы, высланные российским эквивалентом нашей корпорации механической и химической промышленности, и их отправили в сирийское министерство обороны", – сказал турецкий премьер.

По одной из версий, на борту Airbus действительно находились 12 ящиков с техническими элементами для радиолокационных станций систем ПВО, состоящих на вооружении Сирии, а также технологическая документация к ним. Однако, согласно международным законам, этот груз не является оружием и не требует специального оформления или досмотра, поскольку не представляет угрозы для членов экипажа и самолета.

Действительно, как прокомментировал ситуацию РИА "Новости" источник в российских спецслужбах, "если бы на борту сирийского гражданского самолета находился груз, имеющий прямое военное назначение, турецкая сторона давно бы его продемонстрировала журналистам, а потом с утра до вечера показывала бы по всем турецким телеканалам".

А пресс-секретарь аэропорта Внуково Елена Крылова заверила ИТАР-ТАСС, что нелегальный груз не мог попасть на борт из-за многоуровневой системы досмотра. "Все грузы проходят таможенный контроль, а также проверку служб безопасности аэропорта, и никаких предметов, которые были бы запрещены к перевозке авиационными правилами, на борту не было", – подчеркнула Крылова.

Напротив, действия Анкары, принудительно посадившей Airbus A320 с помощью двух истребители ВВС Турции F-16, не лезут ни в какие рамки международного права. Перехват гражданского судна осуществляется только в двух случаях: если оно резко меняет курс, не отвечая на радиосигналы, или же если есть информация о его захвате. С этой точки зрения, подъем истребителей для перехвата Airbus можно расценивать как акт агрессии. Неудивительно, что министр транспорта Сирии Махмуд Саид назвал действия турецких властей "воздушным пиратством", а сирийский МИД — "очевидным свидетельством враждебной политики, которую проводит по отношению к Дамаску правительство Тайипа Эрдогана".

На этом фоне реакция Москвы удивляет своей невнятностью. Да, Airbus A320 не был российским самолетом, но на его борту из 35 пассажиров половину составляли наши соотечественники. Их турецкие власти продержали в аэропорту девять часов. Не говоря о том, что турки наложили арест на обнаруженный на борту российский груз.

Представьте теперь, к примеру, реакцию США в аналогичной ситуации. Надо думать, господину Эрдогану небо в этом случае показалось бы с овчинку. А как поступает Россия?

Нам объявили, что президент РФ Владимир Путин не поедет в Анкару на заседание Совета турецко-российского стратегического сотрудничества на высшем уровне, которое должно было открыться 14 октября. Причем визит не отменяют, он просто перенесен на декабрь. В этом жесте и заключается негативная реакция Кремля. Все, инцидент исчерпан. Наверное, если в следующий раз турки принудительно посадят уже российский самолет, Путин еще куда-нибудь не поедет.

Понятно, у Москвы имеются бизнес-интересы в Турции. Касаются они, прежде всего, экспорта газа и проекта "Южный поток". Но значит ли это, что отныне Кремль при международных инцидентах должен принимать сторону крупного бизнеса, а вовсе не рядовых граждан? Не отстаивать престиж страны, а сохранять хорошую мину при плохой игре?!

Вот турки себя в резких заявлениях не ограничивают. Министр транспорта Турции Бинали Йылдырым уже объявил, что Анкара, если потребуется, "и завтра воспользуется своим правом" проверять грузы гражданских самолетов, которые заподозрит в перевозке военного оборудования. Да и с российским грузом Анкара разбирается демонстративно – не спеша. "Что касается содержимого груза, то работа по его исследованию продолжается. Когда она будет завершена, российской стороне будут даны соответствующие разъяснения", - заявил в пятницу сотрудник посольства Турции в Москве.

Зато в США действия турецких властей нашли полное понимание и одобрение. "Мы полностью поддерживаем решение правительства Турции проверить этот самолет. Любая поставка какого-либо военного оборудования в Сирию вызывает у нас глубокую озабоченность", - заявила официальный представитель американского госдепартамента Виктория Нуланд. Госпожа Нуланд не стала вдаваться в детали, что именно находилось на борту лайнера. Она просто выразила надежду, что турецкие партнеры расскажут об этом, когда закончат исследовать изъятый груз.

– Турки сейчас активно выходят из системы международного права, – уверен генерал-полковник Леонид Ивашова, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, ныне – доктор исторических наук, президент Академии геополитических проблем. – В начале октября парламент Турции одобрил мандат армии на трансграничные операции в Сирии. По сути, речь идет о вооруженном вторжении на территорию другой страны, что устав ООН прямо запрещает. А сейчас они нарушают конвенцию Международной гражданской авиации (ICAO) о правилах пролетов гражданских судов. Видимо, в следующий раз турки нарушат и конвенцию Монтре 1936 года (конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море; при этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права).

В этой ситуации у России, как у постоянного члена Совбеза ООН, как у суверенного государства, есть огромные возможности заставить Турцию выполнять международные нормы.

"СП": – Почему, в таком случае, мы видим очень спокойную реакцию России?

– Реакция, действительно, вялая. Видимо, в данном случае российско-турецкие бизнес-интересы превалируют и над нормами международного права, и над суверенитетом России. Еще когда турецкий парламент одобрил трансграничные операции, в МИД РФ следовало пригласить посла Турции и заявить ему: если вы совершите акты агрессии в нарушение устава ООН, против Анкары будут введены санкции. Вам, послу, будут даны 24 часа, чтобы покинуть Россию. Кроме того, будут приостановлено соглашение по развитию туризма, безвизовому режиму.

Но никаких действий со стороны России в начале октября не последовало. Турки видят, что Россия мямлит – и наглеют.

"СП": – Чем закончится разбирательство инцидента?

– Россия проглотит претензии, а турки будут торжествовать победу – именно над Россией. Здесь вопрос не о Сирии. Турция проводит антироссийскую политику в пику предложению Путина войти в Евразийский союз. С этой точки зрения, инцидент в Анкаре – очередной успех политики Эрдогана…

Турки нарушили международную процедуру принудительной посадки гражданского лайнера, – уверен Герой России, летчик-испытатель, почетный президент МАКС Магомед Толбоев.

– Если у Турции были подозрения, что на борту Airbus A320 имеется военный груз, следовало первым делом поставить в известность российское посольство, – говорит Толбоев. – Хотя принудительная посадка гражданских судов, не отвечающих на запросы, практикуется во многих странах, – например, в США. Не говоря о том, что такой самолет, в случае отказа совершить посадку, могут попросту сбить. Я считаю, в данном случае точки над "i" могло бы расставить международное расследование этого инцидента. Пока дело сводится к тому, что все стороны конфликта заявляют о своей правоте…

Фото: ИТАР-ТАСС/WOLFGANG KUMM

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров