Классическая музыка оказалась вредной для российских детей

25 октября 2012, 12:05, ИА Амител

Классическая музыка оказалась вредной для российских детей Впервые в истории европейской цивилизации классическая музыка де-факто объявлена вредной для детей. К этому привели нечеткие формулировки закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ФЗ № 139), трактуемые культурными организациями на свой страх и риск. Об этом пишут "Известия".

В интернете активно обсуждаются ограничения, введенные Петербургской филармонией: например, на вечерний концерт музыки Рахманинова вход разрешен с 12 лет.

— Это по сути запрет великого Рахманинова в России, — возмущаются блогеры.

— А что? В этом есть резон. Многие кульминации в его музыке имеют вполне сексуальный подтекст, — парируют ироничные музыканты.

— Существует закон, согласно которому мы обязаны указывать на афишах возрастные ограничения, — говорит "Известиям" худрук Большого зала Петербургской филармонии Ирина Родионова. — Если мы их не ставим, афиши просто отказываются принимать в расклейку.

На дневные концерты геноцид юных слушателей не распространяется: реклама печатается с кружком 0+.

Каждая филармония, каждый театр расставляет нолики и крестики по-своему. В Большом знаком 16+ помечены невинная "Травиата" Франчески Замбелло и краеугольный камень детского репертуара, "Волшебная флейта" Моцарта — правда, в постановке авангардиста Грэма Вика.

В Мариинке на веселую оперу Равеля "Испанский час" про супружескую измену можно сходить с 12-летним чадом, а на скандального "Бориса Годунова" в версии того же Вика пустят только через два года после получения паспорта. В целом главный театр Петербурга следует простой стратегии: на авангардные спектакли можно ходить с 16 лет, на классику — с младенчества.

— Люди, лишенные общения с авангардным, актуальным, живым искусством до 16 лет, — это уже не люди, — считает композитор Владимир Мартынов. — В художественном отношении они останутся импотентами. Из них вырастут только такие тети и дяди, которые пойдут в "Народный фронт".

В действительности указание 6+ или даже 12+, сопровождающее добродетельные вечерние спектакли, зачастую защищает не детей от вредной информации, а взрослых — от детских криков.

— В билетах и раньше указывалось, что на вечерние концерты дети до определенного возраста не допускаются, — говорит Ирина Родионова.

Теперь же новоиспеченный закон спутал все карты: видя на афишах пресловутые кружки без каких-либо пояснений, слушателям остается заключить, что Моцарт или, скажем, Джесси Норман несут отрокам вредную информацию.

Если вчитаться в текст закона, выяснится, что филармонии перестраховываются. "Закон не распространяется на отношения в сфере <...> оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества", — гласит третий пункт второго параграфа первой статьи.

Только как определить, что "имеет культурную ценность", а что не имеет? Как доказать в суде православным активистам или просто заботливым матерям, что у маркиза де Сада не меньше прав на титул классика, чем у Агнии Барто?

Веселым памятником законотворческого абсурдизма стала шумная дискуссия, завязавшаяся в конце августа вокруг вредной привычки полосатого Волка из "Ну, погоди!". Буквально за день до вступления закона в силу глава Роскомнадзора Александр Жаров все-таки признал Волка, пыхтящего трубкой, "культурной ценностью", не попадающей под запрет.

Культурные чиновники уверяют, что в реальности 139-й ФЗ, как и серый Волк, нам не страшен. Ирина Родионова пообещала, что, если на концерт придут дети, не достигшие 12 лет, их никто не выгонит. Спокойно относится к букве нового закона и Владимир Спиваков.

— У нас страна крайностей. На самом деле это же не какой-нибудь закон о педофилии — закон о защите детей от информации в определенных случаях может и нарушаться, — уверен народный артист России. — Или заодно нужно запретить детям до 12 лет и в церковь ходить. Там ведь тоже звучит музыка из "Всенощной" Рахманинова.

В особенно пикантном положении оказалось многотысячное племя учащихся музыкальных школ: играть на скрипке в закрытых классах они могут, а вот посетить вечером филармонию — уже не совсем законно.

Ни торжества добра над злом в "Волшебной флейте", ни тем более "сексуальных кульминаций" Рахманинова российский ребенок услышать не должен. На сотнях международных исследований, доказавших огромную пользу классической музыки для развития детской психики, поставлен жирный крест. И обведен в кружочек.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров