Военный атомный батискаф «Лошарик» испытали в Арктике
29 октября 2012, 12:17, ИА Амител
Как рассказали
"Известиям" в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные
работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов "Капитан
Драницын" и "Диксон" для определения внешней границы континентального
шельфа России.
- В результате совместной работы получен
огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков
классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу
заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения
континентального шельфа России, ранее отклонённую за недостаточностью
геологических образцов, и соответственно, приоритетного права на
разработку ресурсов шельфа, - рассказал собеседник "Известий".
Он
добавил, что по данным Минприроды хребты Ломоносова и Менделеева
обладают запасами нефти и газа в объеме более 5 миллиардов тонн
условного топлива.
Во время экспедиции был обследован весь
хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов
грунта. С помощью "Лошарика", оснащенного манипуляторами, грунт смогли
собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером
(большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.
Работы
велись на глубине от 2,5 до 3 км в течении 20 суток. За счет атомного
реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под
водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.
По
данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были
повреждена система внешнего освещения, которая помогают лодке освещать
дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется
ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна
океана пробы грунта и различные предметы.
Сейчас "Лошарик"
готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода "Севмаш". Поскольку
"Лошарик" оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку
приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.
—
В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки,
проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть
глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать
корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего
освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном
комплексе.
Как рассказал собеседник "Известий", корпус
"Лошарика" сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на
корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем
"Лошарика" является переделанная стратегическая подводная лодка проекта
667 "Кальмар", у которой демонтированы пусковые шахты баллистических
ракет — батискаф крепится под ее днищем.
— В феврале этого
года мы уже ремонтировали "Лошарик". Готовили его к походу на Северный
полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для
сейсмического профилирования морского дна, в частности, профилограф
(устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового
обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для
повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее
многолучевой эхалот, — продолжил представитель Минобороны.
—
Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо "Лошарика"
на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции "Мир". В
прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба
"Мира". Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные
подводные работы. Для нее у "Миров" не хватает автономности. Поэтому
решили использовать "Лошарик", — пояснил собеседник "Известий".
По
словам представителя Минобороны, если "Мир" работает на аккумуляторах,
которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то "Лошарик" — это
полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить
автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть
места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом
регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических
станциях.
- "Миры", по сути - прогулочные батискафы.
Манипуляторы у них слабые с ограниченным количеством движений,
дополнительные средства батиметрии не поставишь,- объяснил представитель
"Минобороны".
Сейчас "Лошарик" вместе с носителем входят в
состав Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны,
которое подчиняется напрямую министру обороны Анатолию Сердюкову. В
военно-промышленных кругах ГУГИ неофициально называют "подводной
разведкой".
Комментарии 0