Прогулки по Барнаулу: Затон

26 ноября 2012, 06:26, ИА Амител

Барнаул.ФМ продолжает публиковать репортажи из различных уголков Барнаула. Последний из них посвящен поселку речников Затон.

За окном идёт снег, а мы предлагаем вернуться назад, в начало осени и прогуляться по одной из самых интересных городских окраин — по многострадальному Затону, "барнаульской Венеции".

Затон находится на берегу Бобровской протоки, которая еще полвека назад была главной транспортной артерией обской акватории вблизи Барнаула, поскольку именно по ней проходило основное русло Оби. Но время идёт, русло меняет свое направление, меняется и сам Затон.

Начнем с истории, которой бы хватило на несколько таких посёлков. Затон основан в конце 1880-х годов с началом развитием судоходства на Алтае. В 1893 году Евдокия Мельникова, мещанка из Вологодской губернии, основала в Барнауле частную пароходную компанию.

Пик развития компании пришёлся на 1910—1914 годы, когда флотилия Мельниковой насчитывала 10 пароходов, преимущественно двухпалобных, мощностью около 2100 лошадиных сил, а также 6 барж, вместимостью по 490 тыс. пудов и 6 дебаркадеров. Мельникова была, практически, монополистом на рынке речных перевозок. Из всего грузооборота пристаней Барнаула объёмом 5,7 млн пудов, на её суда приходилось 3-4 млн. При этом число матросов и служащих превышало 500 человек.

Кроме пароходства Мельниковой в Барнауле работали и другие компании. В 1908 году на берегах Оби разместилось 13 причалов частных томских, тюменских и барнаульских судовладельцев. Общая численность флотилии всех компаний составляла 39 пароходов! Количество, которое даже сейчас кажется огромным.

В 1913 году многие из них объединились в картель "Соединенная пароходная компания", участники которой установили единый фрахт и получили большие заказы от Алтайской железной дороги на перевозку материалов и оборудования.

Барнаульский Затон в этой истории играл важную роль судоремонтной и судостроительной базы из-за своего удобного местоположения. Росло количество мастерских, рос и сам посёлок.

Правда, если отбросить сухие цифры количества перевезённых товаров и построенных судов, за ними можно увидеть и обратную сторону. Условия жизни матросов нельзя было назвать хорошими. В 1907 году "революционное настроенные" рабочие организовали профсоюз водников, который не понравился местным властям. Тогда затонцы устроили большую стачку из 200 человек на ремонтной базе пароходства Мельниковой. Они требовали улучшения материального положения, а также просили разрешить профсоюз. В итоге, денег им, конечно, прибавили, а вот профсоюз так и не разрешили, в дополнение арестовав зачинщиков "протестной акции".

Несколько лет спустя, во время Февральской революции 1917 года, в Затоне образовалась местная большевистская организация. Речники-водники сформировали свою Красную гвардию, но после взятия Барнаула белогвардейцами, руководители этой гвардии вынуждены были бежать в Бийск на пароходе. Однако, когда они узнали, что и Бийск занят неприятелем, решили вернуться назад, где были арестованы, опознаны и расстреляны.

Потом власть сменилась еще раз, Гражданская война на Алтае закончилась и все пароходы вместе с мастерскими были национализованы. В 1930-х годах мастерские преобразовали в судоремонтный завод и построили цеха с новыми станками.

В течение последующих десятилетий Затон занимался исключительно обслуживанием речного флота в формате эксплуатационной и судоремонтной базы.

Что такое современный Затон? Бобровская протока делит посёлок на две части. Одна имеет дорожное сообщение с Левобережным трактом, который пересекает другую небольшую пойменную протоку – Талую. Левобережная половина посёлка более изолирована от внешнего мира, поскольку располагается на узком мысе, в северной части Ерестинского острова. С правой стороны эта часть поселка ограничена Бобровской протокой, а с левой – безымянной заводью, так называемым затоном. В этой заводи и хранятся наиболее крупные суда, главным образом баржи.

В Затоне зимуют баржи и мелкие суда. Вот например корабль быдло-вечеринок "Мурена", у него еще есть сестра "Барракуда". Будет тут стоять до следующей навигации.

Летом здесь функционирует частный причал, к понтонам которого паркуются катера.

В Затоне до сих пор работает судоремонтный сухой док. Но к нему нас не пропустил поддатый охранник, который объяснил своё состояние тем, что сегодня он закрыл навигацию и может себе позволить немного расслабиться.

Мы нашли фото сухого дока в личных архивах. Док держится на плаву, но когда нужно поместить туда судно, он притапливается, после чего в него заходит корабль. Далее док поднимается из воды, тем самым вынимая судно на поверхность.

Затон – одно из излюбленных рыболовецких мест в пригороде Барнаула. Здесь ведётся промысел таких видов рыб как плотва сибирская, окунь, щука, лещ, сазан, язь, налим, карась золотой, карась сибирский, линь и ёрш, судак. В 1980-е годы основным видом стал лещ, неплохо здесь акклиматизировавшийся. Одно из мест его выпуска располагалось как раз близ посёлка Затон.

В последнее время большой редкостью стали осетровые – осетр сибирский и стерлядь, некогда являвшиеся ценным объектом промысла. Ныне вылов осетровых запрещен, возможен любительский лицензионный лов только на стерлядь.

Следует отметить, что Затон – это также и район туристического лова. Например, в конце 2003 – начале 2004 между городским пляжем и поселком проводился рейтинговый тур с целью выявить сильнейших спортсменов для создания сборной для борьбы на уровне чемпионата России.

Не менее славен Затон и своими наводнениями. Посёлок находится в пойме Оби и в половодье река часто поднимается выше критической отметки. Для Затона такая отметка равняется 520 см относительно нуля. Практически почти каждый год вода превышает этот уровень.

Самые крупномасштабные наводнения за последнее время наблюдались в 1991, 1993, 2001 и 2010 годах.

В 2010 году Google заснял Затон в период рекордного паводка.

Просмотреть увеличенную карту

Разговоры о переселении жителей паводковой зоны ведутся с постоянной периодичностью. Часть затонцев покинули свои дома и переехали в другие посёлки, но основная масса аборигенов пока никуда не собирается.

Некоторые жители укрепляют свои владения, сооружая самодельные дамбы и заграждения.

В Затоне находится единственный в Барнауле понтонный мост. Он переброшен через протоку и соединяет два берега посёлка для того, чтобы дети одной части Затона могли ходить в школу, которая находится в другой части. Хотя зимой все перебираются по льду.

Мост можно смело назвать местной достопримечательностью, выпускники оставляют на нём послания учителям и школе.

Pac-Man?

Вид на мост с противоположной стороны.

"Средняя общеобразовательная школа №6 Центрального района города Барнаула находится в одном из живописнейших уголков г.Барнаула — в микрорайоне Затон".

Гласит надпись на сайте школы.


Интересный факт — первая начальная школа в Затоне была открыта судовладелицей Мельниковой еще в XIX веке. Заведовал школой Николай Тихонов, позднее ставший одним из организаторов затонской Красной гвардии, о которой мы писали выше.

В 1924 году была построена школа-семилетка, ставшая в 1930 году средней школой.

А что, собственно, означает название поселка?

Термин "затон" — не барнаульского происхождения, конечно. Таким же образом названы многие географические объекты. Только в России было обнаружено 33 населенных пункта с подобным названием. Однако, в разное время термин понимался по-разному. Например, в "Толковом словаре живого великорусского языка" Даля дается такое определение:

"Затон, длинный и мелкий речной залив, отделяемый косою; заводь или бухта, залив, далеко вдавшийся в плоскую ложбину; это притон черной, частиковой рыбы".

В настоящее время это определение вполне актуально.

Но более подходит современному пониманию определение, данное в "Большой советской энциклопедии":

"Затон, защищенный от ледохода и течения участок водного пространства на судоходной реке, служащий для отстоя и ремонта судов. Затоны устраивают в речных портах, на судоремонтных и судостроительных предприятиях, эксплуатационных базах. В зависимости от назначения различают Затоны зимовочные, ремонтные и другие. Защита Затона может быть естественной (коса, остров) или искусственной (дамба, ряж и т. д.)".

В Белоруссии и на Украине это "разлив", "наводнение"; у сербохорватских народов – "морской залив"; у чехов – "пристань"; у румын – "междюнные понижения"; у болгар — "излучина реки", "залив", "место на реке, где легко можно утонуть". В Древней Руси затон – это место на реке, удобное для ловли рыбы.

В России также имеются "разночтения"в понимании. На северном побережье Каспия затон – это длинный, непроточный залив в реке, образуемый отделившейся от берегов наружный косой. На Волге, Дону, Урале – залив реки, защищенный от ледохода и ветров. На Волге это также и протока, замытая с одной стороны песчаными наносами. На Енисее – совершенно спокойная вода, течение которой препятствует коса, или обсохший и выдавшийся в реку далее от яра берега.

Прогуляемся по посёлку. Вот одна из центральных улиц.

Дети играют на железных обломках корабля или баржи.

Во дворах стоят деревянные сараи.

Наскальная живопись.

Мемориал памяти

Необходимо отметить, что при всех проблемах поселок продолжает не только жить, но и развиваться. Даже после ликвидации единственного градообразующего предприятия — судоремонтно-судостроительного завода, в Затоне строят коттеджи. Значит деньги у людей есть.

Окна здесь расположены выше обычного на случай наводнения.

Местный рыжик.

По улицам свободно гуляет крупно-рогатый скот.

Пойменные луга — идеальные пастбища.

Гуляя по Барнаулу замечаем что люди продолжают по старинке сушить белье на улице. И не боятся что кто-то его украдёт.

Как утверждают некоторые местные жители, Затон просто свыкся с постоянными затоплениями, поскольку это достаточно непродолжительные  явления. Хотя во время половодья опасности подвергаются и даже те, кто живет не у самого берега, а на возвышенных участках.

Есть мнение, что наиболее безопасным и простым способ решить все затонские проблемы будет переселение поселка. Впрочем, само переселение – уже проблема. Здесь более 600 домов и такую сумму город за один раз не потянет. Да и захотят ли сами жители уезжать отсюда?

Фото — Сергей Щербин и Дмитрий Медведев, текст — Сергей Щербин и Данил Чурилов.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров