Глава администрации Барнаула Игорь Савинцев: городу двигаться вперед. Добиваться результатов

01 марта 2013, 13:59, ИА Амител

Городу двигаться вперед. Добиваться результатов Барнаул - город уникальных возможностей для каждого жителя. В интервью "Вечернему Барнаулу " накануне традиционного отчета по итогам работы за год глава администрации города Барнаула Игорь САВИНЦЕВ рассказывает, каких успехов достигли мы, все вместе, без малого семьсот тысяч человек, именующих себя барнаульцами.

- Игорь Григорьевич, говорят, високосный год легким не бывает. Сбылась ли примета в 2012-м?

- На моей памяти не было ни одного легкого для муниципалитета года. Всегда, при любых обстоятельствах в первую очередь решаются вопросы жизнеобеспечения города. И если судить с этой точки зрения, то 2012 год начался с серьезной аварии на ТЭЦ-2, под угрозой отключения от теплоснабжения оказалось тогда более пятисот многоэтажек. Увы, даже железо дает сбои, но выручают люди. Я в очередной раз убедился в их профессионализме и стойкости, когда в условиях чрезвычайной ситуации было принято единственно верное решение. Мозговой штурм оперативного штаба, куда вошли специалисты профильных служб города и энергетики, позволил в самые короткие сроки устранить аварию и возобновить теплоснабжение значительной части города. Во многом это удалось сделать еще и потому, что готовить теплосети к новому отопительному сезону мы начинаем с апреля, едва завершится предыдущий. Это системная работа, когда заранее разрабатываются постановления, графики ремонта, позволяющие успеть за короткое сибирское лето подготовить теплосетевое хозяйство города к работе в зимних условиях в срок до 15 сентября.

А в конце года зима приготовила нам еще одно испытание. Больше 20 дней шел снег, непрерывно, дорожники едва успевали его убирать. Ударившие вслед за этим сорокаградусные морозы осложнили ситуацию на дорогах, гидравлические системы снегоуборочной техники не выдерживали. А потом наступила оттепель, усилив колейность и обледенение дорожного полотна. Благодарю наших дорожников. Несмотря на все капризы нашего сурового климата, они не допустили сбоев движения транспорта на городских магистралях, дороги пригородных направлений также расчищались по плану. Хотя и часть критики в адрес власти я считаю справедливой, не к лицу нам оправдываться морозами и непогодой. Важно не только решать существующие проблемы, но и предупреждать их по мере возможности. Решение о приобретении дорожной техники на сумму более 60 миллионов рублей, может, немного запоздалое в силу ограниченности бюджетных средств, мы приняли в 2012 году. Теперь, с новыми машинами, стало легче очищать дороги от снега. Между тем уже сделан новый шаг по закупке очередной партии таких машин, и зиму 2013-2014 годов мы начнем с обновленным парком.

Прошлый год был для нас прежде всего годом 75-летия Алтайского края. Реализовано много значимых проектов, создан задел для новых. Чтобы выполнить все задуманное, бюджет города должен составлять от 15 до 17 миллиардов рублей, то есть в два раза больше имеющегося. При дефиците собственных доходов Барнаулу важно войти в максимально возможное число краевых и федеральных программ, чтобы решать задачи развития на условиях софинансирования. И мы намерены ускорить подготовку проектно-сметной документации на важные объекты газификации, строительства и реконструкции дорог, оснащение участков под комплексную застройку инженерной инфраструктурой и т. д.

Очень хорошо отношусь к новым технологиям, приходящим в нашу жизнь. Поначалу казались фантастикой троллейбусы на ионолитиевых батареях, движущиеся по улицам города без контактных сетей и тяговых подстанций. Но они уже работают, проходят автономно, без подзарядки, 40-60 километров даже зимой. Если машины хорошо себя покажут, закупим новые и пустим их для сообщения центра города с кварталами-новостройками, в перспективе – с Новоалтайском, Первомайским районом, в рамках развития барнаульской агломерации. Жизнь есть жизнь, одни проблемы решаем - другие появляются.

- Среди самых острых проблем, которые решает городская власть, - вывоз бытовых отходов, дорожные пробки, работа ливневой канализации в период таяния снега. Не потому, что раньше проблем этих не было, а потому, что сейчас власть имеет мужество признать их. Справится ли с ними город в условиях ограниченности бюджета?


- Обязательно. Если не вести себя, как страус. От того, что мы будем прятать голову в песок, замалчивать проблемы, их решение с места не сдвинется. Другой вопрос, что ни один город России не может решить все свои задачи в одночасье, простых решений тут нет и быть не может, но если двигаться вперед шаг за шагом - дойти к намеченной цели реально. Как пример - вывоз бытовых отходов из частного сектора, его головная боль сегодня. Договоры на оказание этой услуги заключены лишь у 39% жителей. Но как мусоровывозящая компания, имея лишь половину сбора средств от необходимого на поддержание в рабочем состоянии мусоровозов, зарплату рабочим и прочее, может в полном объеме выполнять свои обязанности? Районные администрации вместе с уличными комитетами, Советами ТОС объясняют жителям, что бесплатных услуг не бывает. Но почему бы и человеку, заплатившему, но не получающему услугу должного качества, не объяснить это своему соседу, который не платит?

Следующие шаги к решению проблемы - приобретение муниципалитетом в лизинг нескольких мусоровозов и разработка оптимальной схемы вывоза ТБО, поскольку сейчас бывает такое, что четную половину улицы убирает одна компания, а нечетную - другая. И если у одной ломается мусоровоз, это видно сразу. Нужно сделать так, чтобы зона ответственности одной компании охватывала улицу целиком.

Летом у нас не хватало контейнеров, мы закупили почти 700 штук, расставили по Барнаулу. А теперь я требую от управляющих компаний, чтобы они очищали от снега подъезды к площадкам, тогда мусоровозы смогут подъезжать к ним. Сегодня комбинаты ЖБИ готовы поставить Барнаулу нужное количество таких площадок по программе благоустройства контейнерных площадок. Ее финансирование в объеме 15 миллионов рублей позволит к 2016 году обустроить в частном секторе свыше 300 благоустроенных точек сбора отходов.

В последнее время обострилась проблема автомобильных заторов на дорогах в связи с бурным ростом парка личных машин, но она требует новых подходов и технологий. Не просто строить дорожные развязки, а устанавливать системы видеонаблюдения, регулирования дорожного движения и строить автоматические многоуровневые парковки. Это не утопия, на недавнем заседании научно-технического совета рассматривались такие нестандартные идеи молодых ученых, совпадающие с нуждами Барнаула. Эти разработки специалисты тестируют на предмет практического использования на улицах города.

- Какие отношения у вас складываются с новым составом городской Думы?


- Дума - орган, утверждающий наш городской бюджет. Вот как утвердят - так и жить будем. Получается, от решений Думы напрямую зависят все наши проекты, строительство дорог, объектов соцкультбыта, закупка дорожной техники. Впервые в истории города БГД сформирована по новому принципу, в ее состав вошли и депутаты от одномандатных округов, и представители ведущих политических партий - "Единая Россия", КПРФ, "Парнас", ЛДПР. Не скрою, мне проще работать с единомышленниками, людьми, с которыми мы шли на выборы и формировали вместе с жителями программу конкретных действий, получившую впоследствии название народной. Замечательно, что в депутатском корпусе их оказалось большинство. Это залог дальнейшей поддержки инициатив жителей, необходимых Барнаулу. Дума не превратилась в арену для пустых дискуссий, это площадка для делового конструктивного решения проблем в интересах развития.

ФАКТ

Среди мер по снижению загруженности дорог, выполняемых в Барнауле: расширение дорожного полотна; ввод в эксплуатацию дополнительных развязок; поддержание в хорошем состоянии светофоров и дорожных знаков, своевременное нанесение дорожной разметки и текущий ремонт дорог; внедрение режима "Зеленая волна". По программе "Повышение безопасности дорожного движения в городе Барнауле на 2013-2017 годы" в этом году заработает четыре новых светофора (5,4 миллиона рублей); разработана проектно-сметная документация на строительство пешеходного перехода на Павловском тракте в районе ТРЦ "Европа" (1,5 миллиона рублей); будут обновлены дорожные знаки (3,9 миллиона рублей). Кроме того, на содержание и ремонт светофорных объектов, дорожных знаков и нанесение дорожной разметки бюджетом предусмотрено в сумме около 15 миллионов рублей, в рамках адресных инвестиционных программ свыше 200 миллионов рублей планируется направить на строительство дорог, 5 миллионов - на реконструкцию пром-ливневого коллектора (ул. Кулагина), около 14 миллионов рублей - на создание ливневой канализации на ул. Власихинской, 1 миллион - на строительство очистных сооружений выпусков ливневки.

О ЦЕННОСТЯХ ПРЕДКОВ

- Повысилась ли в последнее время инвестиционная привлекательность Барнаула? Есть ли проекты –лакомые кусочки для инвесторов?

- Любой инвестиционный проект предполагает как итог реализации отдачу инвесторам, вложившим свои деньги. По-другому не бывает. Казалось бы, чем их можно привлечь? У нас же нет природных ресурсов, нефти, как в других регионах Сибири. Но задача любого, даже самого небогатого муниципалитета - создать условия, в которых инвестору будет комфортно. Это комплекс мер, в который включены маркетинговые исследования, информационная поддержка самых интересных идей в СМИ и Интернете, устранение административных барьеров, государственная и муниципальная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, ускоренное оформление земельных участков.

Инвестиционная активность в последние годы выросла, вряд ли это можно назвать случайностью. В городе реализуются крупные инвестиционные проекты по модернизации действующих предприятий и организации новых, внедрению современных технологий, строительству жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов потребительского рынка и другие. Думаю, и результаты не заставят себя ждать. Ведь речь идет прежде всего о дополнительных рабочих местах для барнаульцев, современных технологиях, а стало быть, ином уровне заработной платы.

Чтобы были понятны объемы вложений, скажу, что, по данным экономистов, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2012 году составил около 45 миллиардов рублей, это на четверть больше, чем в 2011-м. Кстати, туризм, про который сейчас активно говорят, - один из способов привлечения инвесторов. Проекты планируются уникальные, на их реализацию будут привлекаться средства из разных источников, включая и частные инвестиции. Работа эта положительно скажется на имидже города, его узнаваемости в России и за рубежом и позволит привлечь новые инвестиции в экономику и социальную сферу Барнаула.

- Говоря о туризме, люди имеют в виду прежде всего комплекс сереброплавильного завода, историческую зону улиц Льва Толстого и Ползунова. Есть ли, кроме этого, уникальные уголки, характерные только для нашего города?

- Уникальнее туристско-исторического кластера, который в скором времени обязательно появится в Барнауле, ничего и быть не может. Барнаул - единственный город России, сохранивший постройки периода становления горнорудного производства XVIII-XIX веков.

Пока это только концепция, детального ее развития мы ждем от разработчиков концепции туристско- исторического кластера "Барнаул горнозаводской". Центром станет комплекс сереброплавильного завода, вошедший в реестр памятников истории федерального значения. Воссоздадим его - останемся верны своей истории, духовным ценностям предков, сумевших в неосвоенной Сибири создать такое мощное производство. Но восстанавливать его нужно параллельно с пешеходной зоной в ее первозданном виде, улицами Малотобольской и Ползунова, парком Центрального района, где когда-то был разбит аптекарский огород и работала Горная аптека, уже восстановленная, кстати.

Нагорный парк - еще одно место духовного притяжения, здесь расположены захоронения видных людей - носителей истории Алтая, много сделавших для его изучения и, выражаясь современным языком, пиара.

Остальное пока озвучивать не буду, давайте дождемся презентации концепции кластера.

Восстановление исторических объектов активизирует развитие сети предприятий питания, гостиниц, мест отдыха и культурного просвещения, сферы услуг в целом. Правда, есть у этой идеи одно но. Многие здания - объекты культурного наследия сегодня находятся в частной собственности. Нам не восстановить сереброплавильный завод как памятник истории без партнерских отношений частника, муниципалитета, региона, государства. Без консолидации бюджетов всех уровней, собственников, арендаторов не сохранить исторические объекты, не создать новые, вписывающиеся в старинную архитектуру. Все это должно срастись. Да, еще чуть-чуть об уникальности. Опыт музея "Город" признан наиболее эффективной муниципальной практикой по итогам конкурса Международной Ассамблеей столиц и крупных городов в рамках Международного форума "Мегаполис: XXI век".

ФАКТ

Для эффективного привлечения инвестиций в объеме, необходимом для удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы города, реализуется долгосрочная целевая программа "Повышение инвестиционной привлекательности города Барнаула на 2012-2017 годы". Ее направлениями стали: маркетинг территории, регламентация работы с инвесторами; обеспечение привлекательных условий для инвесторов, развитие конкуренции, снижение административных барьеров; привлечение новых технологий и бизнес-идей, повышение доступности финансовых ресурсов, участие в федеральных и краевых программах, формирование точек экономического роста, устранение административных барьеров. Барнаул – на 20-м месте согласно рейтингу Forbes "30 лучших городов для бизнеса", кроме того, он поднялся на три позиции и занимает теперь 28-ю строчку в обновленном рейтинге "Лучшие города России по привлекательности для бизнеса". Наиболее перспективны, привлекательны для инвесторов и значимы для муниципалитета такие бизнес-проекты, как открытие производства рулонных газонов, стеклотары, бумаги, стройматериалов, детского и лечебного питания, строительство мусороперерабатывающего завода, многоуровневых парковок, проекты IT-сферы, сферы досуга и развлечений.

ТВОЙ ВЫБОР

- Сейчас, когда народная программа уже реализуется, интересно ли вам мнение горожан о работе городской власти? Как вы его узнаете? Отслеживаете по Интернету, например?

- Не просто отслеживаем, а в зависимости от мнения горожан выстраиваем свою работу. И потому принцип обратной связи так важен для нас. Изначально мы договорились с жителями о том, что народная программа - это не догма, а рабочий документ, который будет меняться, трансформироваться, дополняться.

Мнение горожан узнаем через Интернет, рубрика "Вопросы и предложения" официального сайта Барнаула просто бурлит. Но есть и масса традиционных путей. Много информации дали только что прошедшие отчеты глав районных администраций, обсуждая которые, горожане ставили оценки районной власти, вносили новые предложения. Все руководители города, включая меня, ведут регулярный прием граждан, выезжают в пригородные поселки. Барнаульцам привычны дни открытых дверей в администрациях, часы прямого провода, прямые линии в СМИ, наиболее активна, кстати, в этом плане ваша газета. Тесно сотрудничаем с общественными формированиями - Общественной палатой, Советом женщин, Координационным советом по ТОС, Народной инспекцией.

Сейчас в связи со шквалом вопросов по поводу роста начислений за коммунальные услуги в городе создан Общественный совет по проблемам ЖКХ, где горожане смогут получить ответы на многие свои вопросы к управляющим компаниям. Вот мне часто задают вопрос, почему дороги чистят от снега, а дворы - нет. Дороги как зона ответственности городской администрации чистятся ежедневно, а во время снегопадов – круглосуточно. Очищать контейнерные площадки от снега - обязанность управляющих компаний. И если какие-то из них не выполняют договорных обязательств, муниципальный контроль - в распоряжении горожан. Важно лишь, чтобы они сами были в нем заинтересованы.

Из практики общения с людьми я сделал вывод, что мелких тем они не поднимают. Любая из них в той или иной степени касается жизненного комфорта большого количества людей. Мы стараемся оперативно реагировать на все обращения, а вопрос, решение которого требует времени, ставим на контроль. Так, народная программа, изначально сформированная по предложениям горожан во время публичных слушаний, теперь постоянно пополняется.

- Такая открытость хороша для жителей, но для самой власти она - головная боль. В 2011 году после жалоб горожан на некачественный ремонт дорог вы этот ремонт приостановили, до устранения недоделок. Начатые в то время программы ремонтов фасадов, дорог, дворов, домов, школ, стадионов продолжаются. Что намерены делать, чтобы нерадивым подрядчикам неповадно было за бюджетные деньги работать тяп-ляп?

- Мы все понимаем, что сегодня проблемы невозможно замалчивать. Так какой смысл пытаться это делать? Посмотрите, сколько появилось инструментов влияния, в том числе и на муниципальную власть: повторюсь, это СМИ, Интернет, прямые линии. Но нам такая открытость дает возможность выбора. Либо мы решаем наболевший вопрос при поддержке самих жителей, либо честно говорим, по какой причине его нельзя решить сегодня и каким будет это решение завтра. Важен сам принцип, все проблемные темы мы ставим на контроль и начинаем по ним работать.

- Барнаул не случайно называют самым зеленым городом Сибири. Но что делать с городскими лесорубами - нелегалами, орудующими, как правило, под покровом ночи? Как их поймать за руку? Что вообще делается для сохранения и оздоровления зеленых легких города?

- Человек, срезавший макушку ели на городской площади и продавший ее под Новый год, вряд ли обогатится. Не открою Америку, сказав, что воспитание гражданина начинается не со школы и даже не с детского сада, а гораздо раньше, с папы и мамы, с первых дней жизни. Если этого нет, мы получаем таких вот лесорубов. Думаю, это пройдет – не через одно поколение, так через два.

А сейчас мы здесь живем и в силу возможностей нормативной базы ловим и наказываем вандалов. Буквально сегодня на утреннем рапорте городская полиция доложила: на Потоке задержан 15-летний подросток, пачкающий фасады домов краской. Те самые фасады, которые мы с вами каждый год стараемся привести в порядок. Ему просто так захотелось. Значит, ни родители, ни в школе, ни в колледже, где он учится, не объяснили ему, "что такое хорошо и что такое плохо".

Наверное, важны не только беседы в детских коллективах, но и личный пример взрослых, совместные зеленые субботники. Пока мы все вместе не примем вот эту моральную зону ответственности за свой город как социальную норму, вандализм не прекратится.

К слову сказать, зеленые уголки города, скверы, парки, аллеи - это не только чистый воздух, здоровье, тишина и эстетика природных ландшафтов. Они формируют цельный, единый облик города. Омолаживающая обрезка – главная, пожалуй, составляющая ухода за деревьями и кустарниками – дает хорошие результаты. Они приобретают хорошую форму, избавляются от сухих веток. В этом году планируем провести санитарную и формовочную обрезку более двух тысяч деревьев, а взамен сухостоев высадить тополь пирамидальный, липу, клен татарский, ясень. Весной высадим 1,5 миллиона штук цветов, 60 тысяч луковичных, взойдут и посаженные осенью 120 тысяч тюльпанов, любимых горожанами, их бутоны порадуют нас к майским праздникам. Все это делается на глазах у жителей Барнаула, невозможно не заметить, как похорошел город. Но не забывайте и об экологическом аспекте зеленой темы. Ей, наряду с развитием газификации и горэлектротранспорта, мы обязаны тем, что Барнаул исключен из списка городов с повышенным загрязнением воздуха. Работа в этом направлении продолжается.

- Чего в людях больше, доброго или плохого?

- Доброго, однозначно. Каждый день мы видим красивые поступки людей, которые, может быть, не всегда отмечаем. Недавно в Барнауле прошел благотворительный концерт "Надежда на чудо", мероприятием его язык не поворачивается назвать. Я там был, это словами не передать, это надо видеть. Зал Дворца культуры города Барнаула более чем на семьсот мест был полон людьми, готовыми добровольно помогать ребятишкам со страшным диагнозом "онкология". Причем порой отдают последнее, чтобы спасти чью-то жизнь. Просто потому, что не могут поступить иначе.

ФАКТ

В бюджете города на 2013 год предусмотрены средства на: капремонт образовательных учреждений (43,4 миллиона рублей); разработку проектно-сметной документации школ в кварталах 2001 и 2034 по губернаторской программе "80 х 80"; реконструкцию спорткомплекса с искусственным покрытием футбольного поля ДЮСШ № 7 (7,5 миллиона рублей). Стартовала долгосрочная целевая программа "Капитальный ремонт жилищного фонда Барнаула на 2013-2017 годы", за время ее реализации предполагается капитально отремонтировать 67 домов, повысить безопасность и комфортность проживания более восьми тысяч человек. Объем средств городского бюджета, запланированных на выполнение мероприятий Программы, составит 479,9 миллиона рублей. На текущий ремонт дорог направят 101,2 миллиона рублей, капитальный - 94,5 миллиона рублей, еще 30 миллионов пойдет на дороги поселковых территорий. Решается вопрос по объему субсидий из дорожного фонда Алтайского края на ремонт в 2013 году дорог и придомовых территорий, планируемая доля софинансирования из городских средств - 25 миллионов. Все работы проводятся на основании заключенных муниципальных контрактов, обязательное условие которых - качество.

ФАКТ

Общая площадь парков, лесов, зеленых участков улично-дорожной сети и социальных учреждений Барнаула - более 10 тысяч гектаров. Красивого внешнего вида и стопроцентной приживаемости посадок город добивается, используя качественный посадочный материал, выращенный в собственном питомнике "Жилино-2009", где сейчас уже готово к высадке 10 тысяч саженцев. Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула оформляет земельные участки под зеленые зоны и обустройство новых мест отдыха горожан. Один из таких появится в 2013 году у Центрального рынка, в границах пер. Базарного, 8 и 10, на месте снесенных аварийных домов. После омоложения деревьев, высадки цветущего кустарника, оформления клумбы и альпийской горки этот сквер станет одним из самых красивых в Барнауле. Будут по- прежнему обновляться газоны, декоративное их оформление, ассортимент цветов. В этом году реконструируют оросительную систему от пл. Октября до Старого базара по пр. Ленина.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров