Возможно, российских авиапассажиров скоро заставят оплачивать развитие московских аэропортов

05 марта 2013, 08:00, ИА Амител

Возможно, российских авиапассажиров скоро заставят оплачивать развитие московских аэропортов, - передает СП. Соответствующий проект постановления правительства подготовил Минтранс, а Федеральная антимонопольная служба его одобрила. Фактически путешественников обложат новым налогом. Его включат в стоимость билетов. Согласно проекту постановления, это станет обязательным условием допуска авиакомпании к аэропортовым услугам: заправке бортов, техобслуживанию и пользованию взлетно-посадочными полосами. Авторы документа уверяют, что подобное соответствует международной практике.озможно, российских авиапассажиров скоро заставят оплачивать развитие московских аэропортов

Пока есть два предложения: собирать либо одинаковый фиксированный сбор при продаже каждого билета, либо определить его размер как долю от стоимости авиабилета. Но в любом случае, становясь пассажиром, вы автоматически заплатите налог на развитие столичных аэропортов. Дополнительные деньги якобы необходимы для опережающего развития инфраструктуры аэропортов, говорят в Минтрансе.

В чем же состоит план развития аэропортов? Последний сигнал, который давало правительство в этой сфере – это очередное заявление, сделанное в октябре прошлого года, о необходимости объединения аэродромных полос и государственных аэропортов московского авиаузла к середине 2013 года. Иными словами, объединенная компания получит в свой уставный капитал все три аэродрома, а также госпакет 83% акций в "Шереметьево", 74,7% в ОАО "Внуково" и 25% в ОАО "Международный аэропорт Внуково".

В качестве обоснования подобного объединения чиновники из Минтранса в прошлом году говорили журналистам, что оно позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие аэродромов, в том числе из госбюджета. С одной стороны непонятно, каким образом юридическая форма, в которую облечена госсобственность, влияет на финансирование ее работы из казны. Разве только есть договоренность, что после объединения контроль над этими активами отойдет "правильному" клану чиновников? Кстати, вопрос о том, кто будет руководить объединенной компанией, до сих пор скрывается от журналистов надежнее военной тайны.

С другой стороны, понятно, что в реальности оплачивать комфортную работу нового бюрократического аппарата предстоит обычным пассажирам, которых гонят в дорогу личные заботы или деловые интересы. В любом случае, целесообразность нового сбора весьма сомнительна. Зато очевидно, что стоимость билетов улетит далеко за грань разумного.

- К счастью, пока этот документ не принят, и очень много зависит и от позиции журналистов, и от общественности. Если вы как потребители транспортной услуги не согласны с новым сбором, то надо прямо сейчас об этом говорить. Пусть власть чувствует мнение общественности, - отметил "СП" президент Общественной организации "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Михайлович Смирнов.

"СП": - Правда ли, что есть некий международный опыт, когда с пассажиров взимаются подобные поборы?

- Никакого подобного опыта в мире не существует. Как это так: брать деньги с пользователей действующего аэропорта на строительство будущего?

Есть только добровольные вещи: строительство памятников, церквей на пожертвования населения. Ну, можно предложить и тут гражданам скинуться на строительство нового аэропорта. Мол, скоро в воздухе будут пробки - просим скинуться на решение проблемы?

"СП": - А пробки будут?

- При нынешней аэропортовой инфраструктуре есть где-то запас роста на два года, после которого воздушные заторы станут обыденностью. Вы наверно и сейчас замечали, что воздушное судно долго выруливает на взлетно-посадочную полосу – самолеты буквально выстраиваются в затылок друг другу, чтобы найти щелочку в воздухе, через которую можно выскочить на нужную высоту при взлете.

"СП": - Является ли введение сбора с пассажиров целесообразным с точки зрения развития московского авиаузла?

- Ничуть. Во-первых, мы – единственная страна в мире, где 80% авиаполетов осуществляется из одного города. У нас из Хабаровска в Якутию полететь можно только через Москву. Это следствие того, что за 20 лет абсолютно разрушены местные и губернские перевозки. Но наверно надо поднять эти линии и разгрузить Москву.

Во-вторых, львиная доля проблем с пропускной способностью московского авиаузла связана не с количеством взлетно-посадочных полос, а с управлением воздушным движением. Воздушная зона столичного узла создана в 1950-е годы и с тех пор не менялась. Она содержит огромное количество запретных зон: для военных задач, для научных целей, вокруг дачных участков высокопоставленных чиновников, включая Барвиху. Все эти зоны необходимо полностью убрать. И это вполне возможно. Вкупе с заменой навигационного оборудования и оснащения аэродромов на эту меру потребуется около 200 миллионов долларов, что впятеро дешевле, чем строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево, на строительство которой и предназначаются новые сборы.

"СП": - То есть существует некая группа чиновников, которая "пробивает" своей любимый проект по строительству третьей полосы в Шереметьево на деньги пассажиров?

- Совершенно верно. Эти люди как бы осознали внезапно надвигающуюся проблему транспортного коллапса, и хотят на этом основании обложить всех новым налогом. Только вопрос в том, что без изменения границ воздушной зоны вокруг Москвы новая полоса не даст вообще ничего, а вот под ее строительство из госбюджета будет взято порядка 1 миллиарда долларов. Да еще появится куча социальных проблем. Ведь ради этой стройки нужно закрыть несколько малых городков, расселить жителей, дать им новое жилье, снести дорогие дачи, договориться с владельцами, а ведь многие из них не хотят уходить со своих лакомых наделов.

"СП": - Понятно, что это лоббируют люди из Минтранса. А что это за клан?

- Давайте подождем немного, и представители силовых структур нам опять проплачут с экранов, как кто-то украл из бюджета еще полмиллиарда долларов. У нас прозвучали уже такие сюжеты по долгожданной Олимпиаде, по бравшемуся под личный контроль президентом Дмитрием Медведевым проекту в Сколково, уже отличился бывший министр обороны, не сходит с новостных полос бывшая министр сельского хозяйства Елена Скрынник, не умолкают коррупционные конфликты вокруг людей, отвечающих за рыбную отрасль. А ведь во всех этих случаях разворовывались миллиарды принадлежащих нам с вами денег, наши налоги. Нас стригут, как ягнят, и нет никаких рычагов изменить эту страшную коррупционную историю. К сожалению, ничто не гарантирует нас от того, что в будущем такая история может разразиться вокруг министерства транспорта. Ведь ФСБ, МВД, налоговая служба, Генпрокуратура всякий раз с удивлением узнают о фактах многомиллиардного казнокрадства задним числом. А такие преступления надо предупреждать. Только очень тяжело это, в современной России с коррупцией бороться.

"СП": - Получается, чтобы решить транспортные проблемы московского авиаузла, надо потеснить дачников в Барвихе, но вместо этого предлагают "скинуться" рядовым пассажирам?

- Да, так легче тем, кто хочет организовать очередной распил миллиардов с последующим переводом денег в Швейцарию и Америку. А для этих коррупционеров надо уже отдельный поселок создавать. Только в солнечной Магаданской области.

"СП": - И без авиасообщения со столицей… Насколько новый сбор сделает дороже авиабилеты?

- Сегодня для того, чтобы перелететь на тысячу или пять тысяч километров внутри России, нужно заплатить вдвое дороже, чем для перелета на такое же расстояние внутри Соединенных Штатов Америки. При том, что средний уровень доходов в США на порядки выше. Результат в США в 2012 году авиацией перевезено свыше 700 миллионов пассажиров, в России – 74 миллиона. Вот итог ценовой политики. Мы являемся бессменным лидером по труднодоступности авиатранспорта внутри страны.

"СП": - В чем причина дороговизны авиатранспорта в России?

- Незаметно мы перешли в новую эпоху: все полеты делаются на самолетах западного производства. Стоимость лайнера в 100-200 миллионов – это сущие копейки по сравнению со стоимостью его поддержания в исправном состоянии последующие 25-30 лет. Это – последствие гибели отечественного авиапрома. Такова первая причина.

Вторая причина – авиакомпании опутаны сетью монополистов. Главный из них – поставщик авиационного керосина – цены назначает произвольно. Второй монополист – аэропорты. Именно им авиакомпании оплачивают огромный спектр услуг – расход электричества при посадке, работу навигационных систем, охрану бортов, каждую подачу автотранспорта с багажом, с питанием, с топливом.

Третья причина – государственная налоговая политика. В США аэродромы считаются государственной инфраструктурой, поэтому забота о них является обязанностью государства, так что никаких налогов с аэродромов вообще не взимается. В России аэропорты платят огромные налоги, самый большой из которых – налог на землю, ведь взлетно-посадочные полосы занимают колоссальные площади. Тем самым у нас государственная инфраструктура поставлена на одну доску с каким-нибудь торговым ларьком.

Все эти три пункта определяют крайне высокую стоимость авиабилетов в России.

И хочется спросить, с точки зрения государственного подхода: что это за политика, которая ухудшает гражданам пользование их конституционным правом на передвижение внутри страны?

"СП": - Теперь авиакомпаниям станет еще сложнее продавать билеты, если они подорожают?

- Авиакомпании – это главная фигура на рынке перевозок, ведь это именно они зарабатывают деньги, другие их только стригут с перевозчиков. Между тем, по моей информации, пока никто не спрашивал мнение о новом сборе у авиакомпаний. А его предсказать несложно. Ведь повышение стоимости билетов означает неизбежное падение пассажиропотока и банкротство ряда перевозчиков. С этой точки зрения, новый сбор крайне нецелесообразен. Он невыгоден и аэропортам: как из-за падения заработков из-за снижения пассажиропотока, так и из-за появления нового конкурента в виде третьей полосы Шереметьево. Домодедово явно против проекта, Внуково еще в младенческом возрасте с точки зрения объема своих перевозок, после реконструкции они только начинают их наращивать. Нынешнему руководству Шереметьево эта третья полоса тоже не очень нужна. Так что, я думаю, люди, которые "пробивают" этот проект – это очень наивные люди, если они считают, что это будет легко сделать.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Дмитрий Суходольский

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров