Заемщики «стесняются» места работы

01 апреля 2013, 12:13, ИА Амител

Значительная часть нарушений при подаче заявки на кредит - фальшивые данные о месте работы заемщика. За 2012 год гражданами из 40 тыс. поданных с нарушениями кредитных заявок 8 тыс. составляли заявки с указанием фальшивых данных о работодателях. Такие данные приводит в своем исследовании Объединенное кредитное бюро (ОКБ). Подсчет был сделан на основании изучения данных 30 банков.

— Из 8 тысяч таких заявок около 7,6 тыс. было подано на получение кредитов в размере 35–300 тыс. рублей. Учитывая среднюю стоимость займа в этой категории (50 тыс. рублей) заемщики-физлица с выдуманными работодателями пытались получить полмиллиарда кредитных средств, — отмечает замгендиректора Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Николай Мясников.

Банки все чаще сталкиваются с предоставлением недостоверной информации от потенциальных заемщиков, - подтверждает гендиректор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин.

— За 2012 год количество заявок на кредит с признаками мошенничества увеличилось на 31%. От этого страдают не только кредиторы, но и добросовестные заемщики, — отмечает он. Из-за роста мошенничества банки закладывают потери в стоимость займов, увеличивая кредитную ставку для всех своих клиентов.

Как пояснили "Известиям " в ОКБ, граждане указывали в качестве работодателей компании, исключенные из ЕГРЮЛ, организации, отсутствующие по фактическому адресу, а также имеющие массовую регистрацию, и фирмы-однодневки, информации о которых нет ни в налоговых органах, ни в реестре юрлиц.

Ситуация, о которой говорится в исследовании ОКБ, характерна прежде всего для крупных банков, ориентированных на работу с гражданами, отмечает замначальника управления безопасности банка "Интеркоммерц" Михаил Трошин.

— Логика мошенников сводится к тому, что у крупного банка огромный поток кредитных заявок, и поэтому можно проскочить, — поясняет он.

Для снижения банковских рисков при кредитовании Центробанк недавно опубликовал на своем сайте списки ликвидированных компаний, а также организаций, отсутствующих по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Регулятор советует банкам пользоваться списками при заключении договоров с корпоративными клиентами, обновлении сведений о юрлицах, находящихся на обслуживании, оценке рисков в рамках "антиотмывочного" законодательства, а также при рассмотрении вопросов о расторжении соглашений с организациями. Однако эти же списки могут помочь банкам проверять представленные гражданами сведения о работодателях.

— Списки, предоставленные Банком России, конечно, принимаются к сведению и оказывают определенную помощь, — говорит зампред банка "Стратегия" Юрий Пичурин. — Однако их недостаточно. Сведения о работодателе в любом случае должны подтверждаться также телефонным звонком последнему.

— Если в результате проверки обнаруживается фальсификация данных, клиенту отказывают в кредите и он вносится в так называемый черный список, который, вероятно, есть у каждого банка, — отмечает Пичурин. — В него входят все фальсификаторы и неплательщики.

В том случае, если выявляется мошенник, банки стараются рассказать об этом своим коллегам — это так называемый банковский обмен, говорит Трошин.

— Вещь весьма полезная, потому что нередки случаи, когда один и тот же недобросовестный заемщик пытается взять кредит в разных банках и в разных регионах по аналогичным документам, — отмечает он.

— Банки также сообщают о нарушителях в бюро кредитных историй, — отмечает гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. — Тогда у человека в "личном деле" появляется запись о попытке предоставить недостоверные данные. Попытка обмана снижает возможность для граждан получить кредит в будущем.

Однако эксперты обращают внимание и на другой аспект проблемы — низкую финансовую грамотность населения.

По словам директора департамента противодействия мошенничеству и андеррайтинга ХКФ-банка Владислава Гужелева, граждане не всегда умышленно сообщают недостоверные сведения о работодателе: вкрадываются банальные ошибки (неверно указан ИНН или организационно-правовая форма компании). Некоторые из заемщиков просто не хотят, чтобы информация о займе дошла до работодателя

Участники рынка ратуют за внедрение западных подходов.

— В США при подаче кредитной заявки гражданин должен предоставить номер своей страховки, — говорит начальник управления верификации и андеррайтинга банка "Стройкредит" Григорий Перепелов. — Банк в таком случае сразу видит, где работает человек, как долго, какой у него доход, имел ли он неприятности с законом. В свою очередь, наше государство предлагает банку верить предоставленной клиентом справке 2-НДФЛ, которую любой старшеклассник прекрасно сделает с помощью графического редактора и записям из трудовой книжки, которую также не трудно подделать.

По мнению банкиров, проблема с мошенничеством на этапе рассмотрения кредитной заявки была бы решена, если бы участники рынка получили доступ к данным Пенсионного фонда.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров