"Национализация элиты" начнется в конце апреля

10 апреля 2013, 13:04, ИА Амител

Запрет российским должностным лицам держать деньги и различные материальные ценности за рубежом, а также обладать любыми иностранными финансовыми инструментами начнет действовать с конца этого месяца. Следовательно, уже к концу июля все, к кому этот запрет относится, должны будут избавиться от того, что им не положено иметь. Об этом пишет novopol.ru.

Сроки введения инициированных Владимиром Путиным запретов стали понятны после того, как 8 апреля комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции обсудил соответствующий президентский законопроект перед его рассмотрением во втором чтении. Оно намечено на 17 апреля, в этот же день пройдет и окончательное голосование. Спустя неделю свое положительное слово скажет Совет Федерации, после чего в течение нескольких дней можно будет ожидать и подписания президентом всех законов, входящих в пакет по "национализации элиты". Напомним, что вместе с основным законом о введении запрета на заграничные счета чиновников глава государства внес еще один технический и предложил свои поправки к депутатскому проекту, принятому ранее в первом чтении.

Сразу стоит отметить, что такой разрыв между заседанием профильного комитета Госдумы, где был определен откорректированный ко второму чтению текст базового запретительного законопроекта, и его обсуждением и голосованием устроен неспроста. Можно предположить, что администрация президента хочет обеспечить себе возможность оперативного вмешательства в законодательный процесс. Грубо говоря, заложенная в него недельная пауза позволит кремлевским юристам еще не один раз "покрутить" те или иные нормы и, возможно, какие-то из них усилить, а какие-то, наоборот, ослабить – в общем, что-то изменить. Потому что так до конца неясным остается, например, вопрос о сроках исполнения должностными лицами вводимых запретов.

В законе прописан срок в три месяца, а группа сенаторов во главе с председателем правового комитета верхней палаты Андреем Клишасом предлагала продлить его до шести. И при обсуждении документа в первом чтении представитель президента в Госдуме Гарри Минх согласился с тем, что трех месяцев для избавления от акций и других ценных бумаг может быть мало. Однако ко второму чтению прежний срок был сохранен, а сенаторская поправка отклонена. В то же время в указе президента от 2 апреля, в котором расписан целый список мер по более эффективному противодействию коррупции, названа конкретная дата – 1 июля. Именно к этому времени чиновники, правоохранители, законодатели, судьи и прочие обязаны отчитаться о своем имуществе (в том числе заграничном), о доходах и расходах.

Вопрос о жесткости сроков исполнения будущего закона тем более актуален, что ко второму чтению в Госдуме существенно расширен перечень того, от чего должностным лицам придется избавляться. Например, если первоначально у президента было сказано о ценных бумагах иностранных эмитентов, то теперь, после доработки текста, везде употребляется термин "иностранные финансовые инструменты". Уже в ходе заседания профильного комитета выяснилось, что он включает в себя все, что можно представить. Когда глава комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина поинтересовалась, будут ли запрещены так называемые дорожные чеки, которые многие люди покупают в России перед выездом за рубеж, ей было сказано, что пользоваться ими будет нельзя.

Еще больше вопросов вызвали заграничные счета. К примеру, есть так называемые "детские счета", практикуемые, в том числе, и нашими банками. Это когда банковский счет открывается на имя несовершеннолетнего человека, который по достижении взрослого возраста сможет воспользоваться этими деньгами. Депутаты, специально пришедшие на заседание профильного комитета, интересовались, каким образом можно закрыть эти счета. Им посоветовали обращаться в суды, хотя вряд ли последние успеют принять решения за три месяца. Депутат из КПРФ Светлана Савицкая спросила, с какого счета ей платить за содержание недвижимости в Белоруссии. Глава комитета Ирина Яровая сослалась на письмо Центробанка, в котором утверждается, что для использования за границей счетов, открытых в российских банках, никаких препятствий нет. "Платить за свой домик вы сможете, но это будет сложней, чем прежде", – посочувствовал Савицкой единоросс Александр Хинштейн.

Напомним, кстати, что недвижимостью за пределами России должностные лица могут владеть, как и раньше, но об этом им теперь придется сообщать надзорным органам и объяснять, за счет каких средств все это приобреталась. В депутатском законопроекте зарубежные дома и квартиры тоже предполагалось внести в список "непатриотичного" имущества, но президент рассудил, что это излишне. Хотя с точки зрения той самой стратегии "национализации элиты", о которой все время говорится, именно недвижимость больше чем счета и ценные бумаги привязывает российского владельца к тому или иному иностранному государству. И если счет можно закрыть в одном банке и открыть в другом, акции и облигации продать или каким-то образом поменять на другие, то с квартирами и виллами все гораздо сложнее.

Вот и фракция "Справедливая Россия", судя по всему, тоже посчитала, что послабление по недвижимости подрывает обозначенные в самом начале президентского закона цели введения ограничений – национальную безопасность, упорядочение лоббистской деятельности, расширение инвестирования средств в российскую экономику и повышение эффективности противодействия коррупции. Поэтому "эсер" Олег Нилов подготовил поправки о возвращении недвижимости в реестр запрещенных объектов. Однако "Единая Россия" через свое большинство в комитете Госдумы по безопасности все эти поправки рекомендовала депутатам отклонить.

А вот смысл еще одного изменения текста закона, сделанного профильным комитетом перед вторым чтением, пока не очень понятен. С одобрения президентской администрации депутаты записали, что хранить за рубежом нельзя будет не только наличные деньги, но и ценности. Причем, никакого указания на то, что имеется в виду, не сделано. Таким образом, выходит, что это вообще все: и золото, и драгоценные камни, и ювелирные украшения, и картины, и дорогостоящий антиквариат, включая ретро-автомобили, старинное оружие и всякие табакерки и шкатулки.

Заметим, что в ходе контроля за финансами и имуществом должностных лиц РФ внутри страны эта категория, в которую, как известно, всегда вкладываются немалые, в том числе и коррупционные деньги, вообще никак не декларируется. Прежде всего, потому, что контроль в данной сфере затруднен – сделки по артефактам многомиллионной стоимости обычно проходят в строго конфиденциальной обстановке. И вот теперь совершенно невозможно представить, как можно будет отследить то, что вообще совершается за пределами юрисдикции российских правоохранительных органов. Другими словами, совершенно непонятно, кто откроет перед российскими контролерами банковские ячейки и сейфы, расположенные в различных тихих уголках мира.

Кстати, еще одним итогом обсуждения в Госдуме стало расширение круга должностных лиц, на которых будут распространяться запреты. Теперь к ним добавлены мэры городов и муниципальных районов, заместители руководителей федеральных министерств и ведомств, генеральной прокуратуры, главы заграничных структур, представляющих президента и правительство.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров