Минкульт запустил «слив» библиотек

16 апреля 2013, 10:58, ИА Амител

Глобальная оптимизация бюджетного сектора добралась до гуманитарных учреждений. Недавно институт искусствознания с трудом отбился (но надолго ли?) от идеи слияния с другими институтами. Теперь оптимизация пришла в Государственную общественно-политическую библиотеку (ГОПБ), которую решено слить с Государственной публичной исторической библиотекой. Приказ подписал замминистра культуры Григорий Ивлиев — тут уж не отвертишься. Для директора ГОПБ Ирины Цветковой и ее сотрудников решение, фактически означающее ликвидацию библиотеки, стало шоком. Ведь несколько месяцев назад Минкульт одобрил совсем другой проект развития федеральной библиотеки. Об этом пишет МК .

Фонды Государственной публичной исторической библиотеки, образованной в 1921 году, насчитывают более 2,5 миллионов печатных единиц хранения. Среди них книги, изданные в XVI-XIX веках, по экономической, социальной, политической и культурной истории стран Европы и Америки. Наиболее полно здесь представлена история социально-политических движений. В Советском Союзе доступ к фондам библиотеки был невозможен для большинства — это был партийный архив. После распада СССР библиотека стала общедоступной и ей присвоили федеральный статус. В 2003 году комплекс зданий, который занимает библиотека, перешел Российскому государственному социальному университету (РГСУ). С этого момента библиотекари выходили на работу как на бой. Спор хозяйствующих субъектов доходил до крайностей — университет отключил воду, тепло и электричество в библиотеке. За последние годы штат ГОПБ сократился втрое, но Ирина Цветкова не унывала. Библиотекари худо-бедно разобрались с этими проблемами, и уже были готовы вновь вступить в борьбу за читателя (которую, кстати, не переставали вести на просторах рунета). И вот теперь новая беда — оптимизация. Экономия, которую она дает, просчитать не сложно: слияние двух учреждений ведет за собой сокращение одной из администраций и бухгалтерий. А то, что страдает фундаментальная наука, культура, история — кого это волнует?..

Итак, звоним в ГОПБ, директору библиотеки Ирине Цветковой. Оказывается приказ о реорганизации от 12 апреля здесь получили только сегодня.

- В конце прошлого года начались разговоры об оптимизации библиотек, - говорит Ирина. - У нас всего 17 федеральных библиотек. Нам тогда удалось отбиться. Этот приказ как гром среди ясного неба. Никакого предварительного обсуждения такого решения не было — что для меня больше всего странно в этой ситуации. Технология слияния, его экономическая эффективность, процесс перемещения фондов — ничего не обсуждалось. А ведь у нас не простая библиотека — мировая жемчужина. Самая крупная обществоведческая библиотека в мире. Стоит в одном ряду с американской библиотекой Гувера. Это символ эпохи. Решение о судьбе такой библиотеке не должно приниматься поспешно.

- А вы как видели судьбу библиотеки? У вас был план развития?

- В конце прошлого года всем федеральным учреждениям предложили написать концепции развития. Обсуждения дважды откладывалось. Но в январе этого года нашу концепцию утвердили. Как вы понимаете, там не было ни слова о слиянии. По хорошему, решение о такой библиотеке, должно быть вписано в общую концепцию развития отрасли. А где она? Очень легко все разрушать. Но на руинах очень сложно строить. У Исторической библиотеки тоже большие проблемы с помещениями. Получается, одну федеральную библиотеку уничтожают, а другой развиваться не дают. Я отказываюсь понимать, как такие решения возможны.

- У вас давно конфликт с РГСУ. Институту отойдут ваши помещения?

-Мне сложно сказать. Приказ только пришел. Я библиотекарь, а не юрист. Поэтому я обращусь к юристам — у меня к ним много вопросов. Например, в приказе нет ничего про целостность коллекции. Если это будет филиал Исторической библиотеки, могут сохранить только редкие книги.

-Основная критика в адрес вашей библиотеки — низкая посещаемость. В действительности у вас правда так мало читателей?

-Не могу похвастаться большой посещаемостью, как мы говорим, ногами. Ногами к нам сложно прийти. Но у нас очень большая посещаемость виртуального читателя. Через наш сайт можно заказать оцифровку материалов. У нас большая электронная библиотека. Мы на третьем месте по онлайновым посетителям среди других библиотек. Есть несколько причин невысокой посещаемости. Библиотека была полузакрытой — когда она была внутри ЦККПСС, сюда невозможно было попасть. Свой читатель пропал в 1992 году, когда ликвидировали партию, Союз и все. Потом наступили тяжелые времена, которые официально называются "спор хозяйствующих субъектов". Мы три года были отключены от электричества. У нас нет до сих пор собственного входа, нет музейно-охранной зоны, гардероба, столовой... Даже, извините за подробности, собственного туалета нет. Мы располагаемся анклавом в институте. Условия для посетителей не созданы. Мы восстановили свет с помощью старого состава министерства культуры. Сделали свою электрическую и тепловую подстанции, чтобы нас уже нельзя было отключить от света. Ликвидировали, наконец, завал книг — не могли без света обрабатывать новые поступления. Привели в порядок фонды и электронные каталоги. Мы были сейчас на низком старте — готовы стать нормальной библиотекой...

-А теперь с вами Минкультуры разрывает контракт. А что будет с сотрудниками библиотеки? Сколько их сейчас?

-Как я могу бороться с административной идеей, будучи человеком, которого на работу пригласил министр культуры? По знаменитой 75 статье ТК в результате ликвидации учреждения сокращается административный аппарат. Что с обычными сотрудниками будет, не знаю. Людей у нас и так не много. Если при входе на работу тебя досматривают, постоянно проводят следственные мероприятия (у меня, например, искали наркотики), кто захочет работать в таком месте? На примере нашей библиотеки можно изучать приемы рейдерского захвата! В лучшие времена штат был 175 человек, сейчас осталось 54. Сейчас справились почти со всеми проблемами — осталось воду провести, организовать собственный вход и оформить за нами кусок земли, который занимает библиотека. Я девять лет прожила в этом ужасе. И сейчас хочу обратить внимание на моральную сторону вопроса — коллектив выдержал чудовищные испытания. Помните у Пантелеева (автор "Республики Шкид" - "МК") был эпизод, когда мальчика оставили на посту, пока солдат не придет. И вот он мучился, но ждал, потому что нельзя оставить пост. Я иногда себя чувствую таким мальчиком, которому сказали сохранять библиотеку и забыли отменить приказ. ГОПБ не заслужил такого отношения. Столько сюда было вложено при Швыдком и Авдееве, было восемь поручений правительству сохранить федеральный статус библиотеки и реанимировать ее... Мы только приготовились к реанимации и тут на тебе — ликвидация и передача фондов в Историчку!...



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров