Россиянам в утешение остались только соль и спички

13 сентября 2013, 09:38, ИА Амител

В пресс-центре "АиФ" прошла пресс-конференция руководителя Росстата Александра Суринова, посвященная росту цен на потребительские товары, а также запуску с 3 сентября (пока в пилотном режиме) на сайте ведомства еженедельных отчетов о динамике изменения цен. "Это может быть и бизнесменам интересно, куда им везти картошку, посмотрят – вон, там цены какие высокие", – объяснил глава Росстата. Его слова цитирует Утро.Ру.

Насколько можно доверять опубликованной на сайте статистике? Сам Суринов первым делом пожаловался на то, что Росстат обвиняют в том, будто он "все выдумывает". Но ведь "статистика – это наука о среднем. А это всегда абстракция. Каждый судит через призму своего кармана. Кто-то любит сметану, кто-то колбасу. Поэтому у кого-то больше инфляция и подорожание, у кого-то меньше".

Вспомнил глава Росстата не только потребителей, но и экономистов: "Они ругают наши методики. Но наши методики основаны на рекомендациях Международного валютного фонда... Мы работаем по той же системе, что и наши коллеги в других странах, и у них, и у нас есть ошибки".

Однако есть и чисто российские аспекты – Суринов признался, что Росстат находится "между молотом и наковальней": потребители уверены, что цены на самом деле выше и растут быстрее, местные власти, наоборот, полагают, что цены ниже и растут они медленнее. Глава Росстата привел пример с неким губернатором, который устроил его ведомству скандал – губернатор уверял, что цены у него в области на самом деле такие низкие, что жители всех окрестных областей приезжают делать покупки.

Данные Росстата, и правда, полными не назовешь. Например, цены ведомство фиксирует только в городах – в селах, по словам Александра Суринова, для полноты статистики не хватает целого перечня товаров.

Всего в России наблюдают цены на 400 товарных групп. Для сравнения: в США ведут статистику по 300 товарным группам, в ряде европейских стран этот показатель доходит до трех тысяч.

Берется 71 российский город, 60 тысяч торговых точек. "Здесь надежность высокая", – сообщил глава Росстата.

После чего перешел непосредственно к статистике по инфляции. Инфляция есть средство перераспределения имущества от бедных к богатым, так учили в СССР. Именно так и происходит сейчас в России, считает Александр Суринов: больше всего инфляция этого года ударила по карману бедных слоев населения. Составила она, в среднем, 4,5%. "Наш потребитель думает, что это низкая инфляция, но на самом деле для стран с рыночной экономикой – высокая. Хотя, конечно, не гиперинфляция", – утешил Суринов.

Сильнее всего из продуктов питания подорожали молочные продукты. "Молочная группа вызывает наибольшее беспокойство, причем мы наблюдаем эту тенденцию уже с прошлого года. Цены на молоко растут неравномерно по территории страны, у бедных регионов индекс изменения цен очень высокий", – заметил глава Росстата.

Несмотря на сезон сбора урожая, в ряде регионов наблюдается двукратное увеличение цен на картошку и капусту. Намного быстрее, чем инфляция, растут цены на бензин и ЖКХ. Причем подорожание услуг ЖКХ статистика отражает далеко не всегда. Чтобы скрыть подорожание, коммунальщики применяют разные хитрые приемы. "Для населения платежи стали больше, а тарифы при этом не изменились. Просто добавили обслуживание и другие позиции. В статистику эти расходы не попали, но на уровень жизни они повлияют", – разъяснил Суринов.

Единственное, что еще может порадовать простых россиян, так это соль и спички: "Как раз на эти продукты, которые население в трудных условиях любит закупать, цены не изменились. На стройматериалы – тоже нет".

Изучает Росстат и такую величину, как индекс самочувствия потребителей. Он вычисляется просто: берется процент людей, которые говорят, что у них все хорошо, и из них вычитается процент тех, кто говорит, что у них все плохо. В 2008 г. итоговое значение получалось отрицательным. Сейчас ситуация меняется – Россия стремилась к нулю и даже сумела выйти в плюс – то есть стало больше тех, кто говорит, что все хорошо. По индексу самочувствия потребителей мы смогли обогнать Грецию, Кипр и Португалию – "там негативное восприятие зашкаливает; в скандинавских странах, конечно, индекс выше, чем у нас".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров