"Город будущего": цифровое телевидение

26 сентября 2013, 06:44, ИА Амител

 Россия готовится к новой революции — на этот раз тихо, без демонстраций и выстрелов. Однако последствия этого "переворота" почувствует почти каждый житель нашей страны. Ведь сегодня трудно найти того, кто не смотрел бы телевизор. Об этом пишут Вести.

"Если вспомнить цитату Ленина, что важнейшее для нас искусство – это кино, то сегодня это телевидение", — считает Алексей Спешков, финансовый директор компании "ЛЭС-ТВ".

Через 5 лет все телестанции страны перейдут на цифровое вещание. Рядовому зрителю такая "революция" грозит появлением почти неограниченного количества новых каналов, при этом в формате высокой четкости. Помехи на экране уйдут в прошлое, а у каждого желающего появится возможность смотреть любимые программы в любое удобное время. Московские новаторы тоже готовятся к всеобщей "цифровизации" эфира. Уже сегодня они освоили самые передовые технологии телевидения будущего.

"В Москве сосредоточена наука, научные институты, вузы. Это самая сильная база в стране по человеческому капиталу. На этом мы капитализируем Москву. Задача – создавать в Москве такие компании, точки роста, чтобы они могли дальше распространяться на другие города России", — говорит Михаил Ан, первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы.

Современное цифровое телевидение – это сплошная высшая математика: микропроцессоры с помощью специальных математических алгоритмов преобразуют обычный видеосигнал в последовательность цифр. И на каждое такое преобразование уходит, хоть и небольшое, но время. В секунду процессору необходимо провести миллионы математических операций и в результате даже самые быстрые из них начинают тормозить.

14 секунд – вроде бы немного. Но такое отставание – большая проблема во время спортивных трансляций в формате высокой четкости. Например, футбол. Мяч уже в воротах, а комментатор, находящийся в студии за тысячи километров от стадиона, все еще ждет окончания атаки. Легкая атлетика. Были случаи, когда рекорд уже установлен, а комментатор несколько секунд не видит результата.

Наши специалисты нашли метод решения проблемы и "сжатия" времени: новый математический алгоритм сокращает задержку до незаметного глазу отставания. Стоит только подключить видеокодек нового поколения.


"На экране мы увидим минимальную задержку, меньше секунды, и глазу она незаметна. Это оптимизированные алгоритмы, которые важны в трансляции реального времени, в трансляциях телемостов", — пояснил Сергей Клоуда, менеджер проектов Департамента медиатехнологий компании "Тринити Солюшнс".

Испытания новой телевизионной технологии продолжаются в специальной лаборатории технопарка "Строгино". Практику прогрессивный видеокодек пройдет уже через несколько месяцев, во время трансляции Зимней Олимпиады в Сочи. Все соревнования будут показаны в формате высокой четкости, и зрители смогут словно собственными глазами наблюдать за мельчайшими деталями выступлений и эмоциями спортсменов.

"Самая главная оценка нашей работы, что телезритель не должен ее замечать. Если он ничего не видит, значит, мы все хорошо сделали. Если зритель видит какие–то огрехи вещания, значит, дело было сделано плохо. Мы стремимся к тому, чтобы никто ничего не видел", — говорит Игорь Вихренко – руководитель отдела перспективных направлений компании "Тринити Солюшнс".

Некоторые недооценивают влияние телевидения на жизнь современного человека. Да, меняется качество и способ распространения сигнала – через Интернет, мобильные и спутниковые сети, но суть остается прежней. По данным опросов, Россия сегодня одна из самых телесмотрящих наций в мире. В среднем каждый из нас проводит у экрана телевизора, мобильника или планшета около 3,5 часов в день.

Неудивительно, что в числе первых на новый формат вещания высокой четкости перешел национальный холдинг ВГТРК. Вот уже почти год в эфире работает канал "Россия HD". Те, кто в первый раз смотрит в новом формате любимые программы, ток-шоу, спортивные трансляции, фильмы, удивляются совершенно новым деталям и нюансам. А объемный звук помогает еще глубже погрузиться в обстановку.

Интересно, что наши телекомпании оказались среди мировых лидеров в производстве собственных программ и сериалов. По всему миру транслируется около 300 каналов на русском языке. Возможно, благодаря этому, наш великий и могучий по-прежнему в пятерке самых распространенных языков планеты.

Старожилы" российского телевидения. За 20 лет работы за кадром продукция этой фирмы стала известна почти всем инженерным службам телекомпаний страны.

"Если вы посмотрите весь тракт от камеры до телевизора, за которым находится зритель, в этом тракте находится от 25 до 35 разных приборов. В среднем 1-2 из этих приборов – наш", — рассказывает Владимир Куземко, директор компании "ЛЭС-ТВ".

Одна из последних разработок московских новаторов – не для цифровых, а обычных телевизионных кабельных сетей. Требование у зрителей к качеству изображения постоянно растут, а полная цифровизация пока недоступна небольшим телекомпаниям. Помочь не остаться за бортом технического прогресса миллионам телезрителей в больших и малых городах поможет кабельный корректор.

"Он нужен, чтобы восстановить сигнал, прошедший через большой участок медной линии и исказившийся на конце этой линии. Кабельный корректор позволяет его восстановить до уровня, требуемого для вещательного телевидения", — пояснил Алексей Спешков, финансовый директор компании "ЛЭС-ТВ".

Чтобы убедиться в возможностях технологии, проведем простой эксперимент. Обычную кабельную сеть будет имитировать 300 метров кабеля, смотанного в катушку. На один ее конец мы подаем качественный телевизионный сигнал, а на другом – смотрим на испорченный.

"Сигнал искажен, уменьшился по величине, по всем частотам. Причем, чем выше частота, тем потери больше. Они на экране видны, как помутневшие мелкие детали. Полосочки, точечки. Они все размазываются, и сигнал получается менее четкий. Мутный", — говорит Алексей Тричко, главный инженер компании "ЛЭС-ТВ".

С помощью нового прибора убрать экранную муть возможно за несколько минут. И здесь уже важно не перестараться.

"У нас есть набор ручек, с помощью которых можем компенсировать и корректировать разные частоты, — продолжил Алексей Тричко. — Сначала общую амплитуду увеличим. Затем крутим. Сигнал улучшается и становится еще лучше. Внутри прибора – электронная схема с частотозависимыми обратными связями, которые влияют на прохождение отдельных частот видеосигнала. Крутя ручки, мы эти параметры меняем и тем самым меняем размах этого сигнала, что и видим на картинке".

Святая святых российского телевидения — Останкинский телевизионный и радиовещательный центр. На данный момент он самый мощный и самый дальний в стране. С полукилометрового шпиля идет круглосуточное вещание в радиусе 90 км. Это 20 миллионов жителей Москвы и Подмосковья.

Именно здесь, в Мекке российского телевидения, наиболее четко заметно, насколько востребованы разработки наших специалистов. Почти все коммуникаторы, индикаторы звука, корректоры сигналов – все отечественные. А их десятки и сотни на каждом канале вещания. Удивительно, но по ряду параметров наша техника вне конкуренции с известными мировыми брендами.

"По цене они совершенно различаются. В разы, доходит до 10 раз. В 5 уж точно. Разницы в качестве никакого нет. Элементная международная база, наши производители используют ту же элементную базу. Просто наш труд более дешевый, и аппаратура получается дешевле", — говорит Анатолий Волков, заместитель начальника службы и профилактики радиотелевизионных систем филиала РТРС "Московский региональный центр".

Производители согласны с этим утверждением: средняя зарплата, по московским меркам, невелика – около 50 тысяч рублей. Инновации пока не дают огромные прибыли, но ведь кто-то должен двигать прогресс вперед.

"Мы занимаемся тем, что нам интересно, а деньги приходят сами. Этот принцип, который я исповедовал 20 лет, как ни странно, работает. Он не гарантирует "Порше" во дворе загородного дома, но на хлеб с маслом хватает", — утверждает Владимир Куземко.

Сразу несколько высокотехнологичных компаний, занимающиеся телевидением будущего, получили прописку в московских технопарках "Строгино" и "Слава". Решение разместить здесь производство бизнесмены приняли не только из соображений экономии. Для многих важен еще и психологический климат, в котором рождается инновационное будущее.

"Здесь очень хорошие условия, приемлемая арендная ставка. Но самое главное, здесь собрано огромное количество компаний, которые занимаются смежными с нами технологиями. Можно спросить совета, позаимствовать на взаимовыгодных условиях технологии. В конце концов, здесь тихо и спокойная атмосфера для творчества. А не как в обычном бизнес-центре, когда там сумасшедший муравейник", — говорит Игорь Вихренко.

Всего же в столице под патронажем Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства работают семь технопарков. Из-за хороших условий работы многие их резиденты бросили многолетний кочевой образ жизни.

"За 20 лет сменили множество мест дислокации, — рассказывает Владимир Куземко. – Это была первая сцена театра МХАТ, это был подвал в жилом доме, это был почтовый ящик. А в технопарке "Слава" мы засели, надеюсь надолго. Это помощь организационная, это помощь техническая, это просто хорошие цены для компаний соответствующих профилю технопарка".

По мнению экспертов, окупаемость инновационного бизнеса в России – от 3 до 5 лет. Малым предприятиям просто не по силам в течение такого времени держать полную налоговую нагрузку. Поэтому всем резидентам технопарков столицы с этого года введены налоговые каникулы. В течение 10 лет инноваторы не платят налог на имущество и пользуются льготой с налога на прибыль. Есть льготы и для инвесторов высокотехнологичных проектов, тех, кто рискует финансировать будущее.

"У нас в городе действует одна из мер поддержки – субсидирование процентных ставок. Мы компенсируем ставку рефинансирование – 8,25% , и деньги становятся очень доступными. Мы говорим о 3,4,5 % в рублях годовых. С учетом инфляции 6-7% получается бесплатно. Даже некий кэшбек инвесторы получают, занимая деньги. То есть мы даем долгие, доступные деньги", — пояснил Михаил Ан.

По мнению аналитиков, России угнаться за телевизионным прогрессом будет непросто. Несколько телекомпаний Японии и Южной Кореи уже заявили о начале вещания в формате следующего поколения – сверхвысокой четкости. Качество сигнала и звука по сравнению с высокой четкостью еще лучше – в 4 раза. Так что нашим новаторам пора готовиться к следующей телевизионной революции.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров