Авиакомпании судятся с ФАС из-за обвинений в ценовом сговоре

01 октября 2013, 11:34, ИА Амител

Авиакомпании "ЮТэйр" и "Сибирь" оспорили предписание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая обвинила перевозчиков в ценовом сговоре при продаже авиабилетов на рейсы Москва–Иркутск. Таким образом авиакомпании пытаются не только избежать санкций со стороны властей, но и доказать свое право на гибкое ценообразование. Об этом пишут Известия.

С начала 2011 года ФАС возбудила против авиакомпаний в общей сложности около 30 дел, при этом особенно жарким выдалось прошедшее лето. Только в августе антимонопольщики обнаружили сразу несколько ценовых сговоров, в частности, на маршрутах Москва–Иркутск, Москва–Пермь. Кроме того, признаки ценового сговора были обнаружены на рейсах из Москвы в Читу. По иркутскому эпизоду нарушителями были названы авиакомпании "ЮТэйр", "Аэрофлот", "Сибирь" (бренд S7) и "Уральские авиалинии". Авиакомпаниям было предписано устранить нарушения.

Сами нарушители не согласились с решением ФАС. В середине сентября компания "ЮТэйр" подала иск к ФАС по иркутскому делу, а 23 числа с иском к антимонопольщикам в суд обратилась компания "Сибирь". "Аэрофлот" и "Уральские авиалинии" иски пока не подавали, но в обоих делах они привлечены в качестве третьих лиц. В "Сибири" отметили, что это не первый иск к ФАС: в этом году в отношении компании были вынесены два решения о монопольно высоких ценах на маршрутах Новосибирск–Анапа и Новосибирск–Сочи. Оба предписания были обжалованы. Решение Пермского управления ФАС, которое 17 сентября уличило авиаперевозчиков в сговоре на маршруте Москва–Пермь, в компанию еще не поступило. По поводу этого предписания также планируется подавать иск в арбитражный суд. Результатом политики тотального оспаривания явилось то, что, в частности, "Сибирь" не заплатила ни рубля штрафов по предписаниям ФАС.

Аналогичной стратегии придерживается и "ЮТэйр" — компания оспаривает все претензии антимонопольщиков. Кроме обращения в суд у компаний есть альтернатива — опротестовать решение региональных отделений в центральном аппарате ФАС. Однако обычно компании сразу обращаются в суд. Штрафы по подобным предписаниям не очень большие. Например, в деле о прекращении продажи дешевых билетов между Москвой и Ростовом-на-Дону, по которому разбирательства в суде продолжаются, речь идет о штрафе в 8 млн рублей. Однако в данной ситуации авиакомпаниям важно доказать свою правоту в принципе. Как пояснили в "ЮТэйр", важно отстоять то, что цена билета — очень гибкий показатель, она складывается в условиях рынка конкретного региона с учетом конкуренции, пассажиропотока, а также аэропортовых затрат. 

— Авиаперевозки по определению не могут быть дешевыми с учетом затрат на их выполнение, в том числе на обеспечение требуемого уровня безопасности полетов, — пояснили в "ЮТэйр".

Источник, близкий к "Аэрофлоту", пояснил, что на любых направлениях авиакомпании смотрят за ценами друг друга и это происходит в любом бизнесе.

— Перевозки по России убыточны и в высокий сезон цены выше, потому что необходимо компенсировать убытки низкого сезона. Такие предписания ФАС — это путь к зарегулированию отрасли, — уверен источник.

Как пояснил "Известиям" начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Рутенберг, поток жалоб на авиакомпании исходит от самих пассажиров. Ведомство вынуждено их рассматривать.

— В первую очередь это связано с непонятным ценообразованием на авиаперевозки — когда цена "прыгает" — и резким ростом цен. Люди, которые обращаются, приводят примеры, когда они видят кратное повышение цен по сравнению с предыдущим годом, — отметил Рутенберг.

Как поясняет руководитель антимонопольной практики Art de Lex Ярослав Кулик, арбитражное разбирательство более выгодно компаниям, так как полноценной апелляции в центральном аппарате ФАС по сути не существует, жалобы рассматриваются в закрытом режиме, а не в состязательном процессе.

— Картель — самое опасное нарушение антимонопольного законодательства. С нарушителя взимается оборотный штраф, и он может быть достаточно высокий, — подчеркивает Кулик.

Кроме того, отмечает эксперт, компании таким образом защищают свою репутацию.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров