В СФ готовят законопроект, позволяющий замораживать счета иностранцев

05 марта 2014, 07:40, ИА Амител

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас уверен, что Россия должна предусмотреть меры адекватной реакции на угрозы западных государств ввести санкции против РФ, он также считает, что у России достаточно рычагов воздействия на европейцев и американцев. Об этом он рассказал в интервью газете Известия.

— Андрей Александрович, будет ли Совет Федерации отвечать на угрозу санкций, прозвучавшую от Европы и США в адрес России?

— Я готовлю законопроект, который в случае применения санкций к Российской Федерации, гражданам страны или учреждениям позволит замораживать активы европейских и американских компаний, включая частные, работающих в нашей стране. Это ответная мера на действия и заявления иностранных партнеров России.

Кроме того, я как глава комитета обращусь к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко с предложением дать поручение трем комитетам — по конституционному законодательству, по международным делам и по экономической политике — рассмотреть необходимость разработки законодательного акта, который бы дал полномочия президенту и правительству замораживать счета иностранных представителей в российских банках, а также арестовывать имущество иностранных компаний вплоть до его конфискации в ответ на аналогичные санкции других государств в отношении нашего бизнеса.

— Ответная мера довольно жесткая. Не считаете, что таким образом будет нагнетаться обстановка?

— Мы не нагнетаем обстановку, а предлагаем спокойно, с холодной головой не угрожать санкциями друг другу, а сесть и прочитать Конституцию Украины и понять, что же произошло в этом суверенном государстве. Самое главное, чего мы пытаемся добиться, хотят или нет того европейские и американские партнеры, так это заставить слушать наши правовые и юридические аргументы и адекватно реагировать на них. В этом состоит наша позиция.

На международной арене позицию России по Украине пытаются жестко критиковать. Есть ли новости с этого фронта?

— На днях юридический комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы обсуждал ситуацию по Украине. Хочу отметить, что на него оказывалось грубое давление, в частности, со стороны Великобритании, которая требовала осудить позицию России по Украине и признать агрессию со стороны РФ. Однако несмотря на давление России, удалось добиться, чтобы такая рекомендация не была принята, кроме того, этот вопрос был отправлен для изучения в Венецианскую комиссию (ее официальное название "Европейская комиссия за демократию через право"). Решения этой комиссии хоть и носят рекомендательный характер, но это достаточно авторитетный орган, к мнению которого в Европе прислушиваются. Так, заключения комиссии широко используются ПАСЕ как отражение "европейских стандартов" в области демократии. По проблематике выборов комиссия тесно сотрудничает с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Посмотрим, что скажет Венецианская комиссия.

— Какие будут дальнейшие шаги Совета Федерации в сложившейся ситуации?

— В ближайшее время наш комитет направит обращение в юридические комитеты парламентов Польши, Германии и Франции (эти страны являются подписантами соглашения от 21 февраля между президентом Януковичем и оппозицией). Пусть они дадут правовую оценку происходящему на Украине, пора уже перестать им заниматься демагогией.

Кроме того, члены комитета по конституционному законодательству готовы в ближайшие дни провести встречи, консультации с парламентариями Европы и США, чтобы услышать, в чем состоит их правовая позиция по ситуации на Украине.

Мы также намерены предложить Ассоциации юристов России совместно с нашим комитетом по конституционному законодательству подготовить обращение к нашим коллегам — юридическому сообществу США и Европы — с предложением дать оценку событиям на Украине и не прятаться от обсуждения этой проблемы.

Не секрет, что юридические институты на Западе имеют большое влияние и авторитет. С учетом этого мы бы хотели, чтобы представители юридического сообщества посмотрели документы и сказали — может, мы в России неправильно понимаем, что такое Конституция, может, нарушение норм главного документа любой страны это нормально? Возможно, что силовой захват власти и органов госвласти уже соответствует новому понимаю демократии, до которого мы еще не доросли? То же касается коллег из Великобритании и Европы.

— С чем связано такое разительное отличие правовых оценок происходящего на Украине?

— Когда мы, российские юристы, читаем Конституцию Украины, у нас складывается мнение, что на Украине произошел государственный антиконституционный переворот. Однако европейские и американские коллеги называют это революцией. 

Возникает вопрос — возможно, наши европейские коллеги читают какие-то другие документы? Потому что когда мы слышим комментарии западных экспертов, у нас возникает устойчивое ощущение, что у России и Европы разные тексты официальных украинских документов. Мы смотрим как на действующую Конституцию, так и текст 2004 года, на которую любит ссылаться оппозиция. Складывается впечатление, что западные партнеры предпочитают не замечать, что Украина — суверенное государство, у которого есть Конституция, либо читают какие-то другие конституционные акты, поэтому мы бы и хотели их вместе почитать, чтобы не было разногласий.

— А в чем разница между переворотом и революцией?

— Когда западные партнеры пытаются хоть как-то обосновать, почему они признают легитимной власть в Киеве, они говорят, что там произошла революция. Но тогда давайте будем юридически корректными и посмотрим, чем госпереворот отличается от революции.

Мы считаем, что на Украине произошел государственный антиконституционный переворот. Это когда группа людей в нарушение норм и положений Конституции приходит к власти, часто с использованием силовых методов борьбы. Вот эти силовые методы и позволяют им добиться своего, что и произошло в Киеве.

В отличие от госпереворота, когда отрицается действующая в стране власть и насильственным образом отстраняется от правления, революция отрицает само государство, которое в данный период времени сложилось на этой территории. Революция — отрицает конституционно-правовые основы, отрицает экономический базис — ведет к коренному изменению общественного государственного строя. И, как правило, революция сопровождается падением государства. Наглядный пример — революция в России 1917 года, после которой Российская империя перестала существовать. И именно тогда появились Украина, Польша, прибалтийские государства. Можем ли мы говорить, что на Украине произошла революция? Ничего подобного. Юридическую систему не сменили, просто решили вернуть Конституцию предыдущей редакции. Какая же это революция?

А что можете сказать о президенте Украины Викторе Януковиче?

— Он может нравиться или не нравиться, но он легитимный президент.

— А вам он нравится?

— Мне он не нравится как политик. Я считаю, что его поведение было не достойным лидера такой страны, как Украина. Но на этот случай в украинской Конституции есть процедура импичмента. Мы до сих пор не услышали ответа на вопрос, почему если президент Янукович не достоин своей должности и самоустранился от исполнения своих полномочий, ему не объявили импичмент. Самоустранение от исполнения полномочий может рассматриваться как преступление, а это уже основание для импичмента.  Украинская Конституция четко регламентирует эту процедуру.

— Оппозиция обвинила Януковича и его правительство в коррупции.

— У нас вызывает большое удивление, когда говорят, что смещена коррупционная власть. Нынешние лидеры оппозиции совсем недавно сами были властью, и если уж говорить о коррупции на Украине, то стоит сказать, что вся украинская элита в той или иной степени замешана в этом, раз довели страну до такого состояния. Вряд ли можно говорить, что те, кто сегодня управляет в Киеве, кристально чистые и честные, особенно в свете последних назначений олигархов на должности губернаторов восточных регионов.

— Что же делать с легитимностью новой власти в Киеве?

— Легитимность не выпрашивают у западных партнеров вместе с кредитами, которые они так хотели бы получить в обмен на разграбление европейским рынком национальной экономики.

Как записано в Конституции Украины, народ является носителем суверенитета. Когда же новые власти в Киеве пытаются получить легитимность от западных стран, это означает, что суверенитет и принадлежит этим западным странам, раз от них зависит признание легитимности. Это нарушение суверенитета Украины — и это самое большое преступление по отношению к жителям Украины, которое совершают нынешние самопровозглашенные власти.

Но выборы же назначены на 25 мая. Будут ли их итоги признаны как официальные?

— Ничего подобного. Очень сложно заставить людей прийти на участки и проголосовать, поскольку их уже обманули, сказав, что их голоса ничего не значат, и отменив результаты предыдущих выборов. Сейчас власть в Киеве принадлежит тем, на чьей стороне экстремистски настроенные боевики. Зачем идти на выборы, если предыдущие результаты с такой легкостью отменили, а западные партнеры с легкостью готовы признать легитимность новой власти? Многие просто не пойдут, потому что посчитают, что от их голоса ничего не зависит. Тем более что многие из них выбрали идеологию, отличную от промайдановских идей. Поэтому, подчеркиваю, Россия призывает вернуться к профессиональному и спокойному обсуждению ситуации, только это позволит нам остановить тот произвол, который происходит на Украине. Как только наши западные партнеры попробуют вникнуть в юридическую материю, они поймут, что нет иного пути, как сесть за стол переговоров и вернуться в конституционное поле. По крайней мере если Украина хочет сохраниться как единое суверенное государство.

Хорошо бы, чтобы Украина вернулась к нормальному политическому процессу, который можно было бы завершить принятием новой Конституции. Только хочу подчеркнуть, что она должна быть принята с учетом всех политических сил, всех народов, населяющих суверенную Украину, с учетом интересов регионов, это может стать надежной основой для новой власти, которая появится после всеобщих выборов.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров