Выбрать школу: родителям будущих первоклашек приходится непросто

Сегодня родителям будущих первоклашек приходится непросто – от них тоже в какой-то степени зависит, по какой программе будут учить их ребенка в начальной школе

11 марта 2014, 14:30, ИА Амител

Как пишет "Вечерний Барнаул", в последнее время наметилась интересная тенденция – все чаще взрослые отдают предпочтение обычным, традиционным методикам обучения. Как считают школьные психологи, все дело вовсе не в программах, а в педагогах, которые используют тот или иной подход в обучении.

На этой неделе барнаульские школы объявили о начале приема заявлений от родителей будущих первоклассников. По традиции накануне набора образовательные учреждения города провели родительские собрания, где учителя презентовали программы, по которым они намерены осуществлять учебный процесс. Как выяснилось, наиболее приближенную к традиционной методике программу "Школа России" выбрали более половины школ города. Как объяснили в городском комитете по образованию, все дело в том, что именно эта программа наиболее удачно стыкуется с программами среднего звена.

– Действительно, преемственность программ – важный фактор при выборе обучающей методики преподавания в начальной школе, а потому на него стоит обратить особое внимание, – пояснила главный специалист отдела общего образования Лариса Колченко. – Этим объясняется снижение интереса образовательных учреж- дений к программе Эльконина – Давыдова, характеризующейся низкой адаптивностью к дальнейшей системе обучения. Однако на те развивающие методики, которые преодолели эту преграду между начальной школой и средним звеном, заметно увеличение спроса.

Оказалось, что спрос на ту или иную систему преподавания в школах диктуют родители, отдающие своих детей в конкретный класс. Правда, свой выбор они осуществляют, ориентируясь зачастую не на программу, а на личность учителя.

– И правильно делают! – считает школьный психолог, методист детского оздоровительно- образовательного профильного центра "Альтернатива" Татьяна Торощина. – Качество любой образовательной методики зависит не от ее создателя, а от личности учителя, которому предстоит ее внедрять. Согласитесь, самая обычная программа может дать яркий результат, возьмись за нее талантливый учитель.

Именно поэтому директора школ советуют родителям: прежде чем определиться с программой, нужно познакомиться с учителем, выяснить, какие подходы в обучении он использует, и главное – как он их использует.

– В любое время и при любой программе число сильных учеников всегда оставалось примерно одинаковым: 40% от общего числа, – поясняет директор гимназии № 40 Александр Овсиевский. – Скажу вам, среди них не так уж много самостоятельных школьников, которым учеба дается легко без помощи родителей. В остальных же случаях школа для взрослых – точно такой же труд, как и для детей, по какой бы методике они ни учились. Поэтому главное для школьника – не престижность программы и статус педагога, а контакт школьника с учителем и родителями. И, если он установлен, я вас уверяю, будет и результат.

Выстроить взаимоотношения с будущим учителем призвана так называемая предшкола – система адаптации к учебному процессу накануне поступления в начальные классы. И, как советуют психологи, выбирая будущего педагога, родителям стоит прислушаться не к себе, а к мнению своего ребенка.

– Зачастую родители, выбирая педагога для своего чада, опираются на мнение своих знакомых, знакомых друзей, но это неправильно, – говорит Татьяна Торощина. – Все дети разные, а потому кому-то учитель нужен требовательный, другому – добрый и понимающий, третьему – щедрый на похвалу. И если выбор сделан правильно, то ребенок в школе будет чувствовать себя комфортно.

В связи с этим, как уверяет Александр Овсиевский, тщательно вникать родителям в суть обучающих программ не стоит. Ведь в каждой из них найдутся свои плюсы и минусы, преимущества и недочеты.

– К примеру, у той же программы Занкова имеется немало сторонников и ровно столько же противников, – поясняет он. – И несмотря на то, что минусом этой программы принято считать низкую преемственность с программой среднего звена, ко мне в пятый класс в этом году пришли занковцы, хорошо адаптированные к дальнейшему учебному процессу. Отсюда вывод: программа – далеко не самый важный фактор при выборе начального класса. Намного важней поддержать будущего первоклассника в любых начинаниях, помочь ему освоиться в школе.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:

По мнению Татьяны Торощиной, от родителей будущего первоклашки во многом зависит то, с каким настроением ребенок пойдет в школу. Важно ему заранее внушить, что учитель выделять из числа других его не обязан (любят его родители, бабушки и дедушки), задача педагога – научить. Тогда первоклашка не будет разочарован, если вдруг не увидит в лице педагога любящего и понимающего человека. И будет счастлив, если окажется, что родители ошибались. Важно правильно настроить ребенка и по отношению к оценкам: объяснить ему, что плохой результат – тоже результат, что любая двойка – это двойка лишь сегодня. Она служит сигналом, извещающим о пробеле в знаниях, не более. И еще – приучайте ребенка заранее к тому, чтобы в школе он не боялся высказывать свое мнение, отстаивать его. К сожалению, детсадовские дети испытывают страх перед авторитетным взрослым и перечить ему боятся.

ПРОГРАММЫ:

Программы

Министерство образования России официально рекомендует семь образовательных программ для начальной школы.

1. "Школа России"

Это традиционная школьная программа, перешедшая в современную систему образования из советской эпохи. Рассчитана она на всех детей без исключения. Сегодня усовершенствована, осовременена, в ней появились новые задания на развитие логики, нестандартные задачи. Программа легко усваивается.

В Барнауле программу "Школа России" выбрали 45 школ.

2. "Гармония"

Упор делается на разностороннее развитие ребенка – логических, интеллектуальных, художественных, эмоциональных способностей. Учитель должен создать гармоничные, доверительные, психологически комфортные отношения с учениками. Ребенка учат рассуждать, определять причинно-следственные связи.

В Барнауле программу "Гармония" выбрали 24 школы.

3. "Начальная школа ХХI века"

Эта программа характеризуется продолжительным адаптационным периодом для первоклассников. Ее авторы считают, что ребенок адаптируется к школе только в конце первого года обучения, поэтому поначалу дети в основном рисуют, раскрашивают, математикой и чтением занимаются мало. В учебных программах упор делается на развитие воображения и мышления, а не восприятия и памяти, как в традиционной школе.

В Барнауле программу "Начальная школа XXI века" выбрали 22 школы.

4. "Перспективная начальная школа"

Упор делается не на знания, умения и навыки, как в нынешних программах, а на надпредметные компетенции. Например, на математике будут в первую очередь развивать интеллект и логику. В первом классе к 22 учебным часам добавятся еще десять на рисование, музыку, спорт. Никаких сверхспособностей она не требует.

В Барнауле программу "Перспективная начальная школа" выбрали 17 школ.

5. Развивающая система Занкова

Программа предполагает, что в какой-то момент обучения у ребенка происходит толчок в развитии. Особенность в том, что учитель дает школьнику очень много теоретических знаний и понятий. Урок строится в форме диалога, есть творческие и поисковые задания. В курсе математики много логических и нестандартных задачек. Школьники учатся классифицировать предметы, выделять главное и второстепенное.

В Барнауле программу по системе Занкова выбрали 17 школ.

6. "Школа-2100"

Считается, что по этой программе учат учиться – здесь много заданий на логику, развитие интеллекта. Большинство заданий дается в готовом печатном виде: нужно лишь что- то дорисовать, вписать нужное число или значок в клеточку. Предусмотрена система занятий как для сильных, так и для слабых детей. Наиболее проработаны тетради для первоклашек.

В Барнауле программу "Школа-2100" выбрали три школы.

7. Система Эльконина – Давыдова

Нацелена на формирование у ребенка тео- ретического мышления. Школьник учится изменять себя сам, выдвигает простые гипотезы, ищет доказательства, аргументирует. В курсе математики числа изучаются в разных системах счисления – двоичной, троичной, дети знакомятся с такими понятиями, как масса, объем, множество. В Барнауле программу по системе Эльконина – Давыдова выбрала одна школа.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров