Если мастер по установке пластиковых окон не явился: мало иметь права, нужно уметь их отстаивать

Мало иметь права, нужно уметь их отстаивать. Эту истину мы постоянно вспоминаем, сталкиваясь с ситуациями, когда нарушаются элементарные правила потребительского рынка, пишет корреспондент "Вечернего Барнаула" Стас Сидоркин

17 марта 2014, 16:58, ИА Амител

Дело близилось к холодам

Однажды барнаульский пенсионер и инвалид Спиридон Михайлович решил поставить дома пластиковые окна. Просмотрев рекламную газету, среди многочисленных объявлений от разных фирм он нашел одно, которое сразу привлекло его внимание.

"О, а вот это не какая-нибудь мелкая шарашка, а серьезная организация, – отметил про себя Спиридон Михайлович. – Да название-то какое звучное – ООО "Профпласт". Сразу видно, что крупная фирма, профильно работающая с окнами".

Недолго думая, дед набрал номер и сделал заказ. Вскоре в его квартире появился Иван – представитель фирмы, с которым Спиридон Михайлович и заключил договор на оказание услуг по монтажу ПВХ-изделий. Пенсионер заплатил аванс 50 процентов. Договорились, что рабочие предприятия приедут в течение 30 рабочих дней и установят окна. Но время шло, прошли июнь и июль, наступил сентябрь, а оконных дел мастеров все не было видно. Спиридон Михайлович регулярно звонил в фирму, но приятный женский голос в трубке каждый раз отвечал, что заказ находится в обработке, скоро приедут люди и обязательно выполнят работу. Потом телефон в фирме замолчал.

Дело близилось к холодам, мерзнуть всю зиму Спиридону Михайловичу совсем не хотелось. Пенсионер плюнул на все и заказал окна в другой компании, которая сделала все за две недели.

После этого он написал заявление в прокуратуру Октябрьского района. Прокуратура предъявила в интересах пенсионера иск. Суд района удовлетворил иск, постановив расторгнуть договор, взыскать с фирмы все деньги, которые внес в качестве предоплаты Спиридон Михайлович, и плюс к этому две тысячи в качестве возмещения морального вреда и штраф.

В данный момент получением денег с фирмы занимается служба судебных приставов. Как выяснилось, Спиридон Михайлович был не единственным клиентом предприятия, который внес аванс, но так и не дождался пластиковых окон. Всего у фирмы скопился долг перед заказчиками на 500 тысяч рублей.

Ни ремонта, ни денег

К сожалению, невыполнение либо некачественное выполнение работ по ремонту дома, мебели, монтажу окон, навесных потолков – довольно распространенное явление. Хотя бы раз с ним сталкивался почти любой житель Барнаула. Некоторые горожане становятся жертвами недобросовестных фирм практически случайно, слишком доверившись рекламе, случайному объявлению в газете, а то и просто на столбе.

Именно такой случай произошел с пожилой жительницей Барнаула, инвалидом Елизаветой Петровной. Однажды на ее мобильник пришла эсэмэска с предложением сделать ремонт в квартире. Бабушка ничего не знала о предприятии, которое рассылало СМС-рекламу, но очень вдохновилась этим предложением. "Ой, а ведь и вправду, давно же хотела сделать ремонт. Потолок побелить надо, стены подкрасить. Очень кстати предложили", – подумала Елизавета Петровна, окинув взглядом свое жилье. Не теряя времени даром, бабушка позвонила по указанному номеру и заказала ремонт.

Частный предприниматель, представившийся Алексеем, пришел быстро, буквально на следующий день. С видом знатока осмотрел квартиру, сказал, какие материалы придется закупить, и затребовал в качестве предоплаты 32 тыс. рублей (более 60 про- центов от общей стоимости ремонта). Цена показалась Елизавете Петровне великоватой, но надо значит надо. Заключили гражданско-правовой договор. Алексей обещал, что закупит все необходимое и в течение 12 ра- бочих дней закончит ремонт. "Квартира будет как новенькая, не узнаете". С этими словами он исчез за дверью. Больше Елизавета Петровна его не видела.

Бабушка много раз звонила на мобильник Алексею. Он обещал, что в скором времени обязательно появится: "Просто много работы было. Вчера не получилось зайти". Наконец, в один из созвонов Алексей сказал, что провести ремонт в квартире никак не получится. "Но деньги я обязательно верну", – прибавил он. Еще несколько дней Елизавета Петровна пыталась узнать, когда же он придет с деньгами. В конце концов, старушке надоело бесконечное ожидание, и она обратилась в прокуратуру.

И тут Елизавета Петровна узнала, что она далеко не единственная пострадавшая. По городу нашлось еще несколько человек, с которых Алексей собрал деньги, но никакого ремонта они в итоге так и не увидели.

Ставился вопрос о привлечении предпринимателя к уголовной ответственности за мошенничество. Однако он продемонстрировал договоры подряда, которые заключал со всеми своими клиентами, и заявил, что обманывать никого не хотел. Наоборот собирался честно выполнить ремонт, но возникли обстоятельства, которые помешали ему справиться с этой задачей.

В итоге суд расторг договор, заключенный между Елизаветой Петровной и индивидуальным предпринимателем, взыскал с него 32 тысячи рублей, полученные им в качестве задатка, плюс две тысячи в качестве компенсации морального вреда.

СОВЕТЫ "ВБ"

Доверяйте проверенным фирмам

Вышеизложенная история завершилась благополучно, но стоила пострадавшей изрядного количества потраченных нервов. Есть ли реальные способы обезопасить себя от фирм, стремящихся лишь получить деньги, не выполняя обязательства? На этот вопрос отвечает помощник прокурора Октябрьского района Татьяна БЕССАРАБОВА:

"1. Я бы порекомендовала обращаться только к проверенным исполнителям работ, лучше всего – к юридическим лицам. При выборе компании-подрядчика стоит опираться на рекомендации знакомых, друзей, которые уже имели положительный опыт заказа пластиковых окон, ремонта или других услуг. Не стоит принимать решение лишь по одной рекламной эсэмэске, не имея никаких сведений о фирме.

2. Не вносите большую предоплату.

3. В обязательном порядке заключайте договор, потому что в этом случае будет реальная возможность потребовать деньги через суд. Без договора доказать факт сделки проблематично.

4. Если фирма-подрядчик не выполняет условия сделки, то можно либо самостоятельно подать заявление в суд с требованием о расторжении договора и взыскании морального вреда, либо обратиться в правозащитную организацию – Союз защиты потребителей, Общество по защите прав потребителей, которые помогут вам отстоять свои права в суде.

В соответствии со ст. 28 Закона "О защите прав потребителей", если исполнитель нарушил сроки выполнения работ либо оказания услуги, клиент вправе отказаться от исполнения договора. Также он вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков.

Также помощь гражданам оказывает и прокуратура. Но мы можем обратиться в суд только в интересах тех лиц, которые не имеют возможности сделать это самостоятельно в силу возраста, состояния здоровья, то есть инвалидов, престарелых граждан.

В суд можно обратиться не только в том случае, когда услуги не предоставили вообще, но и в случае, если работы выполнили некачественно. Ведь подрядчик и в этом случае нарушил условия договора, и, соответственно, права потребителя".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров