Андре Ситроен: как становятся великими

19 марта 2014, 08:00, ИА Амител


Франция - страна любви, красоты и моды. Но это еще и страна, где смело и успешно сочетаются красоты и технологии. Именно в этой стране был изобретен автомобиль, долгое время считающийся самым красивым автомобилем 20-го века - Citroen DS. Богиня.

И не случайно именно французские корни имеет известное нам слово "шофёр" — по - французски "chauffeur" - "истопник" или "кочегар".

Разумеется, вы в курсе, что в качестве топлива в первых транспортных средствах с паровым двигателем использовались уголь и дрова.

Есть еще одно интересное совпадение: основатель той самой известной марки автомобилей Citroën, Андре Ситроен в начале своей карьеры работал в мастерской по изготовлению деталей для паровозов.

Нам кажется, никогда не лишне изучить историю людей, добившихся невероятного успеха благодаря своим личным качествам.

Андре Ситроен (André Citroën) родился 5 февраля 1878 года в семье выходцев из Царской России (до эмиграции во Францию его родители жили в Одессе)

Отец Андре был совладельцем предприятий,  занимавшихся обработкой и продажей драгоценных камней. Когда будущему автомобилестроителю было  всего шесть лет, Леви Ситроен покончил жизнь  самоубийством. Впрочем, своей семье он оставил немало: огромное  наследство плюс связи в финансовых и промышленных кругах Парижа.

В те времена сын обычно продолжал дело отца. Но Андре торговля  не привлекала. В 1889 году он поступил в Политехническую школу и после  её окончания, в возрасте двадцати трёх лет, начал работать в мастерских  своих друзей братьев Эстенов, где производились детали для паровозов.

В 1905 году Ситроен стал компаньоном Эстенов, вложив в дело всё  полученное от родителей наследство. Он наладил на заводе выпуск зубчатых колёс (шестерён) — гораздо совершеннее тех, что делали конкуренты.  Сконструировал их никому не известный польский механик-самоучка. А Ситроен вовремя разглядел, что новая технология очень перспективна, и купил патент на её использование.

Очень быстро шестерни стали пользоваться спросом на международном  рынке — в Лондоне, Брюсселе и даже Москве, что приносило владельцам  фирмы огромные прибыли. Отсюда берёт начало и эмблема компании в виде  перевёрнутых букв "V", которые схематически обозначают конические  шестерни. Во Франции эту эмблему называют "двойной шеврон".

Ситроен выполнял на заводе обязанности технического  и коммерческого директора, и вскоре он перестал иметь конкурентов. Имя  молодого предпринимателя стало легендой и помогло ему в 1908 году занять  место технического директора на зарекомендовавшем себя автомобильном  заводе Могs.

Ситроен привлёк к работе  свежие умы, модернизировал конструкцию выпускаемых автомобилей  и предложил снизить цены на них. Успех пришёл незамедлительно. Продажи  резко увеличились.

Во время Первой Мировой войны Ситроен снова доказал свои способности. Он поставил свой предпринимательский талант на службу  воюющей Франции и своим деловым амбициям. Видя, как плохо французская  армия снабжается боеприпасами, он вступает в переговоры с военным  министерством и предлагает в трёхмесячный срок наладить масштабное  производство снарядов. Армейскому начальству проект кажется  невыполнимым. Однако Ситроен убедил государство заключить с ним  контракт.

Деньги на строительство нового завода он собрал довольно быстро:  20% сделки авансировало государство, другие недостающие средства удалось  взять в кредит у друзей-промышленников и финансистов.

И в считанные месяцы буквально на пустом месте, на парижской  набережной Жавель, возникают заводы по массовому производству оружия,  выпускающие больше снарядов, чем все остальные предприятия страны вместе  взятые. Сам Ситроен объясняет свои успехи всего одним словом:  организация.

Ещё в разгар боевых действий Андре Ситроен заказал инженерам чертежи  автомобиля, который впоследствии получил его имя. И вот, после войны у него было всё, чтобы организовать и развернуть  собственное автомобильное производство: опыт, высококвалифицированная  команда, производственные помещения, где раньше выпускались снаряды,  и огромные финансовые средства, заработанные на военных заказах.

Во время посещения Америки на заводах Форда Ситроен познакомился  с американскими методами производства автомобилей, и в 1919 году,  совместно с конструктором Жюлем Саломоном, приступил к выпуску автомобилей  на бывшем оружейном заводе на набережной Жавель. Он стремился  к ежедневному выпуску 100 автомобилей.

В отличие от своих европейских конкурентов, Ситроен построил производство по американскому принципу, начав с выпуска одной-единственной модели. В тот момент его основной целью было превращение автомобиля из недоступной "диковинки" в массовый товар.

Малолитражки, предлагаемые потребителям по низкой цене,  расходились как горячие пирожки. Постепенно модельный ряд расширился, и за первые десять лет работы компания увеличила выпуск машин почти  в 50 раз. Первой моделью был тип А (Citroën А) с двигателем объёмом  1,3 литра и мощностью 7,4 кВт (10 л.с.), выпущенный в мае 1919 года.

В тайне от всех Андре Ситроен разбирал на своём заводе такие  известные американские автомобили, как Buick, Nash, Studebaker, и изучал  на них возможные методы серийного производства. Фактически его  Citroën А стал одновременно и первым серийно производимым автомобилем  в Европе.

За четыре года производство достигло трёхсот автомобилей в день.  Тогда же Citroën выступил с новым, "народным" автомобилем 5 СV,  получившим название Trefle ("Трилистник").

Ситроен также первым задумался о возможностях дальновидной  рекламы. Дело том, что в 1925 году компанией Citroën было выпущено более  60 тысяч машин, а в 1929-м — почти 100 тысяч. Такие высокие результаты позволили Citroën выйти на первое место  по объёмам производства во Франции, а затем и в Европе. Но произвести  товар — это ещё не всё. Его ещё нужно продать. И, чтобы привлечь будущих  потребителей, Ситроен разработал грандиозную систему рекламы своих  машин и своего имени, ставшего автомобильной маркой. Например, его фирма наладила  выпуск игрушечных "ситроенят", в точности повторявших большие машины для взрослых. Ситроен повторял, что первыми словами настоящего француза должны стать слова "мама", "папа" и "ситроен".

Новый  автомобиль Citroën 5 CV Trefle, появившийся спустя четыре года после  начала производства типа А, стал ещё более популярным. А чтобы фирменный знак заводов Ситроена постоянно был перед глазами  водителей, по всей Франции были установлены указатели и дорожные знаки,  увенчанные "двойным шевроном".

Демонстрацию товаров Ситроен вообще считает лучшей рекламой.  "Выставки — самое эффективное и наименее дорогое средство рекламы.  Ни один из самых замысловатых рекламных приёмов не может сравниться  с демонстрацией продукции. Впечатление от увиденного своими глазами  намного богаче того, которое оставляют несколько строчек в газете", —  считал бизнесмен.

Именно Андре Ситроен одним из первых поверил в международное предназначение  автомобиля и подкреплял свою веру участием в самых авантюрных  предприятиях, типа марафонской гонки по Сахаре или не менее трудного  автопробега по Азии.

Небольшой грузовик Citroën B2 имел полугусеничную версию. На модели В2 мощностью 14,8 кВт (20 л.с.) с полугусеничной ходовой  частью впервые удалось проложить путь через пустыню Сахара, а на модели  С4 — проехать Среднюю Азию и, впоследствии, арктическую часть Канады.

Экономический кризис в начале 30-х годов послужил  причиной упадка деятельности Ситроена. В 1933 году Ситроен решил  полностью перестроить заводы на набережной Жавель. Израсходовав огромные  средства, он осуществил реконструкцию в рекордно короткий срок — всего  за 5 месяцев.

На предприятии общей площадью в 55 тыс. кв.м была размещена  гигантская непрерывная поточная линия производительностью 1000 машин  в день. Столько в то время потреблял весь французский автомобильный  рынок.

Но овладевшая Ситроеном гигантомания, в конечном счёте,  обернулась против него. Ахиллесовой пятой бизнесмена всегда была  финансовая сторона дела. Он всегда жил долгами, привлекая огромные  инвестиции под свои рискованные проекты. Его потребности в деньгах  постоянно опережали его финансовые возможности.

Заплатить за риск пришлось в 1934 году, на излёте мирового  экономического кризиса. Кредиторы отказали Ситроену в новых ссудах,  а падение спроса на автомобили лишило его возможности выкрутиться  за счёт собственных средств.

После нескольких попыток найти источники финансирования Ситроен  вынужден был объявить себя банкротом. 60% акций фирмы получил тогда  концерн резиновых изделий Michelin. Ситроен не дожил до успеха нового  революционного проекта с передним приводом, концепции которого фирма  осталась верна по сей день. Он умер в марте 1935 года. Его  скоропостижную кончину французские газеты объясняли тремя причинами:  "Господин Ситроен умер от неизлечимой болезни. Вполне возможно, что его  уход из жизни ускорили обрушившиеся на него финансовые трудности.  Возможно, роль в этом сыграла и смерть дочери".

Однако то, что бизнесмен сделал за 20 лет, навсегда увековечило его имя. Оно по-прежнему  украшает автомобили, выпускаемые под одной из самых известных мировых  марок. "Если замысел хорош, цена не имеет никакого значения", — говорил  Андре Ситроен.

Люди старшего поколения, интересующиеся автомобилями, наверняка  помнят те времена, когда первое место среди французских  автомобилестроителей занимал именно Citroën. Peugeot и Renault не дано  было обогнать эту марку, как не дано было подняться над обыденностью  традиционных моделей. Citroën же для своих автомобилей не скупился  ни на передовые технологии, ни на оригинальный дизайн. Кстати, до сих пор французские президенты выбирают для себя именно автомобили Citroën.

После смерти Андре Ситроена для концерна наступили трудные времена. Но к началу 90-х годов, когда в автомобильный мир  вернулась мода на оригинальность, Citroën, как один из основоположников экстравагантного и оригинального стиля, смело ринулся в бой.

За последние годы модельная гамма автомобилей Citroën полностью  обновилась. Абсолютно все модели получили новый стильный дизайн  и усовершенствованные технические характеристики, что позволило концерну  Citroën добиться постоянного и динамичного роста продаж несмотря на тот факт, что общемировой спрос  на автомобили в течение последних лет постоянно сокращается.

Кстати, как мы уже сообщали, Автоцентр АНТ предлагает инновационную программу поддержки молодых семей Алтайского края - "Доступный автомобиль". Согласно условиям этой программы, теперь часть затрат на покупку нового автомобиля CITROEN будет покрывать официальный дилерский центр.

Узнать во сколько Вам обойдется новый CITROEN по программе "Доступный автомобиль" от Автоцентра АНТ, а также условия участия в акции, Вы можете  по адресу: г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 118б или по телефону 28-24-28.


на правах рекламы

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров