Исчезновение малайзийского «боинга» обрастает все новыми загадками

19 марта 2014, 12:43, ИА Амител

Судьба самолета Malaysia Airlines с 239 пассажирами и членами экипажа на борту, следовавшего из Куала-Лумпура в Пекин и исчезнувшего с радаров в ночь на 8 марта, до сих пор не известна. В поисках участвуют 26 стран, в том числе Россия. Об этом сообщает  rusplt.ru.

Как уточняет премьер-министр Малайзии Наджиб Разак, в поисково-спасательной операции задействованы службы Австралии, Бангладеш, Брунея, Китая, Франции, Индонезии, Японии, Казахстана, Киргизии, Лаоса, Мьянмы, Новой Зеландии, Филиппин, Сингапура, Южной Кореи, Таиланда, Туркмении, ОАЭ, Узбекистана, Вьетнама, Великобритании, США и России.

Военно-воздушные и военно-морские силы Малайзии приняли решение расширить зону поиска на территории северного (от Малайзии к казахстанскому побережью Каспийского моря) и южного (от Индонезии к южной части Индийского океана) воздушных коридоров. В связи с этим МИД страны направил всем государствам, границы которых расположены вдоль этих маршрутов, дипломатические ноты с просьбой о помощи.

По словам Разака, 17 марта в Куала-Лумпур прибыли трое служащих французского Бюро расследований и анализа, чтобы поделиться с местными спасателями и спецслужбами опытом поиска самолета авиакомпании Air France, который упал в воды Атлантического океана в июне 2009 года во время совершения рейса Рио-де-Жанейро — Париж. Как и в случае с самолетом Malaysia Airlines, французский лайнер пропал с радаров, после чего началась международная поисково-спасательная операция. Спустя сутки поисков бразильские ВВС обнаружили обломок самолета. Позже эксперты установили, что самолет с 228 пассажирами на борту упал в океан из-за ошибки пилота — когда датчики скорости ветра заклинило из-за образовавшихся на них кристаллах льда, командир судна поднял его под слишком крутым углом. Все находившиеся на борту люди погибли.

15 марта малазийский премьер сообщил, что следователи рассматривают в качестве приоритетной версию об угоне. По его словам, исчезновение судна — результат "умышленных действий". Об этом же говорил и близкий к расследованию источник CNN в американских спецслужбах — он назвал ответственными за произошедшее "людей, находившихся в кабине пилотов". По данным правительства Малайзии, транспондеры, отвечающие за связь судна с другими самолетами, работали в течение 40 минут после взлета, а передатчики, пассивно транслирующие данные о местоположении лайнера на спутники, действовали еще более семи часов, что тоже говорит об угоне.

16 марта малайзийские полицейские провели обыски в квартирах пилотов — 53-летнего Захарии Ахмада Шаха и 27-летнего Фарида Абдула Гамидаи. В доме старшего пилота, который работал в Malaysia Airlines с 1981 года, силовики нашли авиасимулятор, собранный Шахом вручную. Однако знакомый с ходом расследования высокопоставленный источник Reuters в малайзийской полиции настаивает на непричастности пилотов к инциденту. "Основываясь на том, что у нас сейчас есть, мы не усматриваем их связи с террористами", — сказал он. Второй источник агентства утверждает, что сейчас полицейские проверяют всех людей, которые могли обладать навыками для угона столь крупного самолета — чтобы скрыться от всех радаров, он должен был лететь на высоте ниже полутора тысяч метров. По данным Министерства транспорта, самолет был абсолютно исправен и мог лететь без дополнительной заправки топлива еще около восьми часов.

Вера следователей в версию об угоне подкрепляется и последними словами, которые поступили из кабины пилота на пульт диспетчера. За 14 минут до того, как автоматическая система слежения Boeing 777-200ER отключилась, кто-то сказал диспетчеру по радиосвязи: "Все в порядке, спокойной ночи". Как отмечает Reuters, столь неформальное общение противоречит регламенту, согласно которому пилот обязан обращаться к диспетчерам, называя позывной самолета. Произнес ли эти слова член экипажа судна или кто-то другой, следователям пока неизвестно, но вскоре они собираются проверить это с помощью анализа голосовой записи.

Источник агентства, знакомый с работой спутниковых каналов, считает, что самолет, засветившись в малайзийской военной радиолокационной сети, развернулся и начал движение на юг, поэтому топливо у него, скорее всего, закончилось над Индийским океаном. Собеседник Straits Times в малайском правительстве, напротив, утверждает, что собранные доказательства говорят о движении судна к северному коридору.

По данным британской газеты Independent, самолет мог долететь до одной из контролируемых талибами баз в Афганистане. Эту информацию накануне подтвердили изданию и источники в Куала-Лумпуре. По их словам, сотрудники малайзийского МИД совместно с Афганистаном и Пакистаном прорабатывают версию о том, что самолет может находиться на территории, неподконтрольной правительству.

Рассматривается также версия о самоубийстве второго пилота. Однако, отмечает Straits Times, министр транспорта Малайзии Хишаммудин Хусейн отказался говорить о проблемах в личной жизни кого-либо из членов экипажа.

Помимо угона, крушения или самоубийства пилота, существуют и более экзотические версии. Бывший руководитель научного отдела МВД Великобритании Салли Лейвисли в разговоре с Daily Express предположил, что произошедшее с самолетом Malaysia Airlines может быть "первым в мире киберугоном". По его словам, хакеры могли изменить скорость, высоту и направление полета с помощью взлома радиосигналов через мобильный телефон с вредоносным кодом или USB-накопитель. Среди возможных организаторов атаки Лейвисли рассматривает террористические организации, международные преступные синдикаты или иностранные державы, конфликтующие, например, с Китаем, поскольку гражданами этой страны были около двух третей находившихся на борту судна людей. "Если вы имеете доступ к компьютерной системе, вы можете добраться по ней к системе управления полетом. Единственный способ защитить бортовую систему — это не позволять никому подключаться к ней во время полета", — утверждает он.

Эксплуатирующийся одной из крупнейших в Азии авиакомпаний Malaysia Airlines самолет Boeing 777-200 вылетел рейсом MH370 из Куала-Лумпура в Пекин в 00:41 по местному времени в ночь на 8 марта. Через два часа, пролетая над Южнокитайским морем в воздушном пространстве Вьетнама, самолет исчез с радаров. Никакой информации о неполадках на борту или сигналов тревоги с самолета не поступало.

Большинство пассажиров имели китайское гражданство, среди них был один россиянин, житель Иркутска, и двое иранцев, попавших на борт по поддельным паспортам. Как рассказал CNN житель Куала-Лумпура, представившийся знакомым иранских пассажиров, они решили воспользоваться фальшивыми документами ради иммиграции в Европу.

Ни одной из стран — участников поисковой операции пока не удалось обнаружить ни обломков самолета, ни пятен горючего. Ответственность за случившееся не взяла на себя ни одна террористическая группировка. 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров