Педагоги и родители учеников в Барнауле протестуют против нового перечня учебни­ков

Педагоги и родители учеников протестуют против нового перечня учебни­ков, проект которого был опубликован на сайте Минобразования

24 марта 2014, 12:37, ИА Амител

Как пишет корреспондент "Вечернего Барнаула" , в соответствии с новым За­коном об образовании от 1 сен­тября 2013 года ужесточились требования, предъявляемые к школьным учебникам, входя­щим в федеральный перечень.

С этого года каждый учебник обязан был пройти научную, общественную, педагогическую, этнокультурную и религиоз­ную экспертизы. Одобренным РАН и Российской академией образования (РАО) учебникам предстояло еще обсуждение на научно-методическом совете Минобразования. В результате такой тщательной экспертизы перечень рекомендованных учебников сократился более чем в два раза. Все бы ничего, но из него оказались исключе­ны наиболее востребованные в российских школах учебные пособия – по системе развиваю­щего обучения Леонида Занкова (все 42 учебника издательства "Корпорация "Фёдоров"), по ма­тематике для начальных классов Людмилы Петерсон (издатель­ство "Ювента") и популярный учебник по английскому языку Happy English (издательство "Титул").

Под вопросом – система

Пожалуй, никогда я еще не видела такого единодушия педа­гогов и родителей, объединив­шихся в Интернете. На "мамских" и профессиональных педаго­гических форумах размещены ссылки на петицию министру образования РФ о возвращении в строй вышеуказанных учебников, по которым в общей сложности обучаются от 25% до 80% россий­ских школьников.

Система Занкова является од­ной из самых результативных в начальной школе, у нас по ней обучаются 27% из 805 человек, – говорит директор школы № 132 Инна Борисенко. – Причем с ка­ждым годом динамика идет на увеличение желающих учить­ся по этой программе. Я и для дочери в свое время выбрала систему Занкова и наглядно вижу результаты. Мы надеемся, что это не окончательный перечень учебников, поскольку его реа- лизация не лучшим образом скажется на образовательном процессе. Пострадать ведь может не только система Занкова, но и программа "Перспектива", осно­ванная на учебнике математики для начальных классов Люд­милы Петерсон, а также целая система обучения английскому языку, поскольку порядка 80% барнаульских школ использу­ют учебник М.З. Биболетовой и К.И. Кауфман. И если даже нам позволят продолжить работу по пособиям, по которым дети уже начали обучение, что тогда делать с тем колоссальным коли­чеством учебников, оставшимся не у дел? Мы наконец достигли стопроцентной укомплектован­ности учебниками, а теперь все начинать сначала?

Понять директора, пожалуй, самой многочисленной началь­ной школы Барнаула можно, как и родителей занковцев. В начальных классах и так мир ре­бенка меняется со страшной ско­ростью, и было бы катастрофой менять программу, к которой он только-только начал привыкать. Директор же лицея № 101 Ва­силий Михальчук успокаивает:

– Никто не собирается запре­щать программу тем, кто уже по ней учится. Если говорить откро­венно, то программа Занкова в чистом виде редко где ведется. Выдерживается методика, но на первом месте все-таки ФГОС, а к ним в той или иной мере подведены все образовательные программы. И еще хочу обратить внимание, что главное – не учеб­ник, а как и кто будет обучать ребенка.

Кому больнее?

В результате передела переч- ня учебников скорее пострадают педагоги, работающие по ним. В случае отказа от занковской программы тысячам учителей придется срочно искать новую, по которой они будут учить пер­воклассников-новобранцев, что грозит отказом начальной шко­лы от развивающих программ. В результате нововведений из проекта перечня ушли не только учебники системы Занкова, но и "Математика" Л.Г. Петерсон, входящая в развивающую про­грамму "Перспектива".

Не меньше беспокоятся и учи­теля английского языка, кото­рых могут лишить популярного учебника по английскому языку Happy English (издательство "Ти­тул"), используемого в практике на протяжении многих лет.

– Издательство не только со­брало под своим крылом самых талантливых авторов учебно- методических материалов по английскому языку, но и обеспе­чивает всестороннюю методиче­скую поддержку, – комментиру­ют ситуацию педагоги на сайте АКИПКРО. – Учебный материал отвечает сфере интересов детей, систематизирован, направлен на проектную деятельность. Ав­торы постоянно осуществляют обратную связь с учителями- практиками, работающими по их учебникам, учитывают их пожелания в новых редакциях. Назовите мне еще одно изда­тельство, которое так трепетно относится к тем людям, которые пользуются его продукцией в работе!

Есть в этой истории и третья пострадавшая сторона – постав­щики литературы. Некоторые магазины закупали популяр­ные учебники на несколько лет вперед.

– Конечно, книготорговые предприятия пострадают, если перечень утвердят в этом виде, – считает генеральный директор книжной сети "Бисер" Сергей Коваленко. – В особенности те, кто осуществляет оптовые за­купки. Мне известно, что многие уже приобрели вышеуказанные учебники 2014 года выпуска. Ведь они действительно самые популярные, проверенные вре­менем. Даже судя по нашим продажам, английский язык по учебникам "Титула" преподают в 70% барнаульских школ. Но больше всего, на мой взгляд, потеряют школы. В особенности те, которые в течение двух лет скупали учебники по аукционам, по котировкам, тратили на них бюджетные деньги.

Лучшие стали худшими

Это и возмутительно, речь ведь не идет об экспериментальных программах. Получается, что много лет непризнанные учеб­ники всех устраивали, они нравились детям и по ним с удовольствием работали учи­теля. Более того, в 2012 году по результатам мониторинга соот­ветствия учебников и учебных пособий требованиям учебного процесса Happy English.ru был признан лучшим. И вдруг теперь они оказались недостойными федерального перечня. Как такое возможно?

Недоумение вызывают и при­чины исключения учебников из перечня. Как заявили в Мин- образования, издательство "Ти­тул" предоставило экспертные заключения, в которых название учебников не соответствовало указанному на титульных листах. Издательство "Фёдоров" пре­доставило копии экспертных заключений вместо оригиналов. А в отрицательном отзыве на учебник Людмилы Петерсон по математике для первого класса эксперт РАО указала на то, что данное пособие "не способствует формированию патриотизма", так как "герои произведений Дж. Родари, Ш. Перро, братьев Гримм, А. Линдгрен вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ".

Остается надежда только на то, что в окончательном перечне учебников, который представят к 1 апреля, не будет столь глобаль­ных изменений. Ведь к созданию учебного плана на будущий год педагоги должны приступить уже в четвертой четверти, а к 1 сентября все учебники должны уже быть закуплены согласно утвержденному перечню.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров