Руководители относятся к подчиненным лучше, чем подчиненные к руководителям: опрос

18 апреля 2014, 13:25, ИА Амител

Исследовав взаимные претензии начальников и подчиненных, Superjob выяснил, что руководители относятся к подчиненным лучше, чем подчиненные к руководителям. Худшие черты шефа с точки зрения работников – непрофессионализм, грубость и жадность, а вот начальство уверено, что главное, чего не хватает его подчиненным, — денег и только уже потом — трудолюбия.

По мнению 77% экономически активных россиян, начальниками не рождаются, и вполне можно научиться быть хорошим руководителем. Правда, каждый пятый респондент (19%) уверен, что лидером все-таки надо родиться, а 4% с ответом затруднились.

"Хороший руководитель – это человек, у которого есть совесть, а это качество врожденное"; "Хороший руководитель – это дар Божий. Большое счастье работать с таким руководителем"; "Лидерские качества, умение "вести за собой людей, зажигать в них идею и желание качественно работать либо есть, либо их нет", — говорили респонденты. Некоторые подчиненные при этом иронично замечали, что "руководителями рождаются, а становятся ими по родству, кумовству и т.д.". Опрошенные советовали "воспитывать" начальников, высказывая убеждение в том, что хороший шеф должен пройти все ступени карьерной лестницы, быть "из работяг" и вообще "сделать себя сам".

Надежда на то, что можно научиться быть хорошим начальником проходит с опытом. Уверены, что науку лидерства вполне можно постичь, 84% респондентов моложе 24 лет – и лишь 68% тех, кому за сорок пять.

А кроме того — все познается в сравнении. Шефы приходят и уходят, а сотрудники делают выводы. По мнению четверти (25%), их прежний руководитель был лучше нынешнего. 29% больше ценят тех, под чьим крылом трудятся сейчас. Каждый пятый респондент (20%) считает, что оба шефа, прошлый и сегодняшний, одинаково хорошие, а 12% сказали, что "оба хуже". 14% дать ответ не смогли.

Респонденты с похвалой отзывались о руководителях, которые "умеют слушать", "не подставляют тебя перед самым высоким начальством", "хорошие наставники", умеют мастерски применять метод кнута и пряника и, главное, в своей профессиональной области являются непререкаемыми авторитетами. "Отец солдатам… всегда думал о сотрудниках. На любой вопрос сориентирует, где взять информацию. Боялись его до ужаса, уважали до заикания… Живи долго и счастливо, наш бывший шеф, ты суперчеловек!", — некоторые респонденты не скрывали своих чувств. Другие вспоминали куда менее приятные примеры — шефов, готовых "плавать в мутных водах высших сфер", но равнодушных к подчиненным, некомпетентных или просто "не от мира сего".

Что в стиле непосредственного руководителя россиянам особенно не нравится? 9% работников могут считать, что им повезло: в шефе им нравится всё. Еще 7% затруднились с ответом. Зато оставшиеся респонденты составили целый список достаточно серьезных претензий, прямо-таки "дефектную ведомость".

Главное, что не душе подчиненным, — это непрофессионализм, некомпетентность или неопытность руководителя. Об этом сказали 8%. 6% недовольны нервозным, эмоционально неуравновешенным шефом, который "орет по любому поводу или без повода", впадает в "бешенство", имеет "проблемы дома, а срывается на нас".

По 5% упомянули такие отрицательные черты начальника, как высокомерие и гордыню, "звездную болезнь", а также откровенную грубость вплоть до матерных тирад. 4% недовольны жадностью и скупостью шефа, который задерживает работникам зарплату и вообще по натуре "жмот". Столько же назвали непосредственного начальника "глупым" или не уважающим подчиненных. По 3% россиян не хотят мириться с ложью и обманом со стороны шефа, непорядочностью и подлостью, с его безразличием к работе или непоследовательностью в принятии решений. Очень не нравится людям, когда начальник не умеет дать четкие распоряжения.

По 2% назвали своих руководителей тиранами, самодурами или безответственными людьми, говорили, что их начальство не умеет слушать людей и либо полностью убеждено в своей правоте, либо наоборот – слишком боится совершить ошибку. "Возомнил себя Богом"; "Сумасброд"; "Хозяин своего слова — он его дал, он его и забрал", — эпитеты, которые давали боссам, были явно выстраданы.

40% россиян добавили к длинному списку начальственных недостатков что-то еще. Любые крайности, как выясняется, во благо не идут. Эгоизм и излишняя демократичность руководства, склонность к бюрократизму или неформальный стиль общения, медлительность или желание "взять на себя много лишней работы", "упертость" и безынициативность — все это вызывало у подчиненных раздражение. Не прощают начальству также трусость, фамильярность, грубость, лень, наглость, мягкотелость, неорганизованность, дотошность, забывчивость, "отсутствие обратной связи" и "семейно-клановый стиль"… Сколько подчиненных – столько и претензий, на всех не удалось бы угодить даже идеальному супершефу.

Справедливости ради нужно было выслушать и самих начальников. По данным опроса 300 работающих руководителей, 17% из них уверены: главное, чего не хватает их подчиненным, — это достойной зарплаты. Вдвое реже начальники думают, что персоналу стоит проявлять побольше трудолюбия (так сказали 9%). 7% руководителей обвиняют персонал в недостатке ответственности или мотивации, 6% сказали, что сотрудникам не хватает ума и интеллекта, 4% — самостоятельности, по 3% — профессионализма, знаний, инициативности, организованности и активности.

2% руководителей хотели бы видеть своих подчиненных более внимательными, терпеливыми, дисциплинированными, исполнительными, опытными и загруженными работой, проявляющими стабильность и уверенность. Столько же начальников сочувствуют своим сотрудникам, потому что людям явно недостает на рабочем месте комфорта. Только 4% начальников убеждены, что их подчиненным всего хватает.

5% отвечать не стали, а примерно каждый пятый руководитель (19%) добавил в список что-то свое. Российское начальство говорило о нехватке у своих подчиненных времени, целеустремленности, сплоченности, смелости, корпоративной культуры, сочетания быстроты и качества работы. От рядовых сотрудников шефы хотели бы получать больше любви, но самокритично добавляли, что и компания в их лице не всегда в этих чувствах проявляет взаимность. Некоторые руководители, наоборот, утверждали, что подчиненным совести не хватает и "понимания своего места". Некоторые философски замечали, что готовы дать сотрудникам больше свободы действий, но боятся, что "будет потерян контроль". "Просто каждого сотрудника надо воспринимать таким, какой он есть, а не искать в нем хорошее и плохое", — один из руководителей в давнем споре, похоже, ближе всех подошел к истине.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 239
Время проведения: 11-24 марта 2014 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров