Гены неандертальцев и "денисовских" людей защищают человечество от ВИЧ: исследование

21 мая 2014, 17:33, ИА Амител

Генетический "вклад" неандертальцев и обнаруженных в Денисовой пещере на Алтае "денисовских" людей (homo altaiensis, человек алтайский) в геном современного человека служит защитой от вируса иммунодефицита человека, считают в СО РАН. Об этом пишет "Интерфакс-Сибирь".

"Современный человек, то есть мы с вами, получил от "денисовцев" и неандертальцев очень сильную защиту в геноме от ВИЧ. И если бы не было скрещивания человека современного типа с "денисовцами" и неандертальцами, то, конечно, иммунный дефицит, ВИЧ, был бы трагедией для человечества", - сообщил директор Института археологии и этнографии СО РАН академик Анатолий Деревянко журналистам в среду.

А.Деревянко уточнил, что в нынешнем археологическом сезоне предполагается продолжить работу как в самой Денисовой пещере, так на других археологических памятниках, которые могут пролить свет на миграции древних людей и судьбу "денисовского" человека.

В частности, он отметил, что найденные в Новосибирской области в 2013 году останки людей эпохи неолита в этом смысле чрезвычайно важны, поскольку геномы коренных народов Сибири, "денисовцев" и обитателей стоянки Мальта под Иркутском, возраст которой составляет 21-23 тыс. лет, значительно отличаются.

"Нам важны были материалы для секвенирования (расшифровки генома - ИФ) материалы возраста 4-8 тыс. лет, сейчас мы их получили", - сказал он.

Ранее А.Деревянко заявлял агентству "Интерфакс-Сибирь", что, по его гипотезе, "денисовцы" явились основой, на которой, благодаря миграционным процессам и в результате гибридизации сформировалось, в конечном счете, самое разнообразное население в Сибири.

Денисовская пещера на Алтае стала известна после того, как в 2010 году там были обнаружены останки неизвестного вида людей ("денисовский человек", латинское название пока не присвоено), но кроме "денисовцев" в ней обитали и неандертальцы.

Между тем, останки неандертальцев были найдены как в Денисовой, так и в соседней Чагырской пещере.

По археологическим данным, "денисовский человек" появился на Алтае после прохождения около 300-350 тыс. лет назад мощной волны миграции через Ближний Восток до южной Сибири, культура "денисовцев" больше похожа на культуру человека современного типа, чем у их современников - неандертальцев.

Палеогенетические исследования показали, что у современного человека сохранилось около 6% генов "денисовцев", эти гены обнаружены у жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев.