Россияне — самые лояльные работники в мире
18 июня 2014, 07:58, ИА Амител
Удовлетворенность россиян по этому критерию сравнима со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, где большая часть респондентов считает, что руководство их "ценит" или "очень ценит" их труд. Таким образом, в России самый высокий процент сотрудников считают себя востребованными и оцененными на работе (62%), чуть меньше — в Таиланде (58%) и Индонезии (57%), а самый низкий уровень "оцененности" — в Италии, Португалии и Франции. К тому же большинство россиян переживают за успехи своей компании и стараются работать как можно лучше.
Меняться готовы
Уровень вовлеченности россиян за год вырос — с 28 до 37%, что выше среднемирового показателя (31%). В странах Европы самый высокий уровень вовлеченности в Дании (45%) и Норвегии (42%), а самый низкий — в Италии(3%), Венгрии (10%) и Португалии (19%). Несмотря на то что уровень лояльности во всем мире не менялся с 2012 г., данная цифра (31%) демонстрирует значительное падение по сравнению с 2010 г., когда количество сотрудников, полностью преданных своему работодателю, составляло 43%, замечают исследователи.
"Повышение лояльности работников, с одной стороны, обусловлено тем, что они стали больше дорожить работой, с другой стороны, компании сегодня стараются удерживать сотрудников и быть максимально привлекательными для них. Ведь тот, кто не следит за настроениями работников, может остаться без талантливых сотрудников и адекватную замену найти будет трудно, — считает Екатерина Горохова, генеральный директор российского офиса Kelly Services. — Для того чтобы удержать таланты сегодня, работодателю необходимо не просто быть лучшим с точки зрения зарплатных ставок и репутации, но и учитывать интересы работников своей профессиональной категории. И многие российские работодатели показали, что они готовы меняться".
С запада на восток
С коллегами из Kelly не спешат соглашаться эксперты "Экопси консалтинга". Компания в прошлом году провела глобальное исследование, в котором приняли участие более 34 000 из 386 компаний — были охвачены все регионы России, а также Украина и Казахстан. Часть данных была собрана в рамках проекта"Премия HR-бренд", другая часть получена из анализа коммерческих проектов "Экопси". Под вовлеченностью исследователи понимали позитивное восприятие сотрудниками своей компании, удовлетворенность работой и готовность проявлять инициативу.
"Мы обнаружили, что средний индекс вовлеченности (разница между позитивными и негативными ответами) возрастает при движении с запада на восток, — отмечает Павел Безручко, гендиректор компании“Экопси консалтинг”. — Если на Украине средний индекс вовлеченности составлял 65% (до событий на майдане и всего, что за ними последовало), то в России — уже 72%, а в Казахстане — 77%. Мы решили перепроверить эту закономерность и нашли исследование по Восточной Европе, в котором задавались вопросы, сопоставимые с нашими(данные HR Center). Средняя вовлеченность в Восточной Европе оказалась 55%. Итак, по крайней мере на отрезке от Восточной Европы до Казахстана индекс вовлеченности растет с запада на восток".
Дистанция власти
Статистически эти данные надежны и достоверны — и тем не менее сразу признать, что вовлеченность на востоке выше, чем на западе, мы не смогли, говорит Безручко:"Если бы речь шла только об индексе удовлетворенности, это было бы еще правдоподобно, но вовлеченность — готовность проявлять инициативу? В это было трудно поверить. Тогда мы обратились к качественным исследованиям — и они показали обратную картинку. Когда опытный фасилитатор в ходе фокус-группы спрашивал сотрудников казахских и российских компаний об их вовлеченности, обнаруживалось, что условиями труда многие из них крайне недовольны, их зарплата не покрывает прожиточный минимум, а проявлять инициативу они считают абсолютно бессмысленным, поскольку не верят, что в силах хоть что-то изменить. Но в ходе анонимного опроса в этих же компаниях сотрудники отвечали, что они всем довольны, инициативу в компании проявлять легко, организационные барьеры легко преодолеваются".
По словам Безручко, объяснить данный феномен они смогли, оттолкнувшись от кросс-культурных исследований Герта Хофстеде, где он ввел понятие дистанции власти. Большая дистанция власти предполагает безоговорочное почитание руководителя и страх перед ним(ключевой вопрос, заданный жителям разных стран, звучал так:"Как часто сотрудники боятся выразить несогласие с начальником?"). Согласно исследованиям Хофстеде, в России — 93 балла; для сравнения: в Швеции — 31 балл, в США — 40, в Польше — 68, в Малайзии — 104, в Японии — 53 (по Казахстану и Украине данных нет). Мы видим, что дистанция власти тоже имеет отчетливый западно-восточный тренд. Кстати, именно большая дистанция власти являлась главной проблемой для японских компаний в борьбе за качество: сотрудники, привыкшие к почитанию руководства, не сообщали о проблемах, и потому понадобилось создать знаменитую систему качества"Тойота", предполагающую вовлечение рядовых работников в улучшение процессов. В итоге сегодня дистанция власти в японских компаниях выше, чем в западных странах, но ниже, чем в России и Малайзии, говорит эксперт.
Русский с китайцем
Заместитель гендиректора "Базэла" по региональным вопросам Виктория Петрова более склоняется к мнению исследователей из Kelly Services. Опираясь на свой 10-летний опыт работы в американской компании, опыт работы в "Русале", имеющем отделения на разных континентах, она утверждает, что лояльность россиян гораздо выше, чем на Западе, и сопоставима, скажем, с лояльностью китайцев. Петрова замечает, что при низкой безработице в России относительно невысока текучесть кадров — люди дорожат своей работой и не хотят менять работодателя, тогда как в США и Западной Европе работники более заботятся о собственном комфорте, они мобильны — многие готовы сменить работодателя, если получат лучшее предложение.
Комментарии 0