Премьера просят отправлять малоимущих учиться за границу за госсчет

27 июня 2014, 13:39, ИА Амител

Депутат Госдумы Михаил Сердюк направил обращение (имеется в распоряжении "Известий") на имя главы российского правительства Дмитрия Медведева. В своем письме депутат просит премьер-министра обратить внимание на недостатки недавно принятой программы "Глобальное образование", которая направлена на государственную финансовую поддержку наших студентов за границей. Законодатель предлагает правительству изменить условия программы с целью обеспечения доступа к ней талантливой молодежи из малообеспеченных слоев общества.

Постановление правительства по программе "Глобальное образование" было подписано 20 июня. Документ подразумевает финансирование объемом 4,4 млрд рублей в период 2014–2016 годов для россиян, обучающихся в иностранных вузах, перечень которых также определило правительство РФ. Студенты, получившие образование за счет государства, будут обязаны 3 года после обучения посвятить работе в одной из отечественных компаний.

Государство готово оплатить молодым россиянам обучение в таких престижных вузах как Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Массачусетский технологический университет, Йельский университет и многие другие вузы в 25 странах мира. Только в США россияне могут выбрать из 68 вузов, обучение в которых государство может им оплатить.

При этом существует условие, по которому участвовать в программе правительственных грантов могут лишь те кандидаты, которые уже в России имеют степень бакалавра, магистра, или учатся в аспирантуре, являются молодыми учеными-исследователями.

По мнению Михаила Сердюка, такие условия и срок действия программы, рассчитанной на 2014–2016 годы, не позволит молодым людям и девушкам из небогатых семей пройти обучение в иностранных вузах за счет государства. Парламентарий заметил, что если у нас существуют проблемы с кадрами и мы готовы оплачивать обучение новых профессионалов за границей, то для выигрыша времени можно предложить компенсацию затрат на обучение уже выпускающимся студентам, которые будут готовы вернуться на родину и работать в России.

— По этой программе государство просто повысит вдвое стоимость выпускника иностранного вуза на российском рынке, тогда как ее целью изначально было дать шанс талантливым студентам из глубинки. Но программа подписана 20 июня, и абитуриенты из небогатых семей в нынешнем году даже и не думали о возможности поступления в элитные иностранные вузы, — пояснил Михаил Сердюк. — То есть поступившая в этом году в иностранные вузы молодежь, которая получит финансирование, и так имела возможность за свои средства обучаться там.

Еще одним спорным моментом финансирования обучения за рубежом, по мнению парламентария, является предельный грант на одного человека. Так, согласно программе, один человек может получить максимум 1,381 млн рублей на обучение в год. Обучение в элитных вузах Англии и США стоит порядка €17–30 тыс. в год, не считая оплаты за проживание, питание, университетских сборов в размере €6 тыс. и т.д. Таким образом, гранта может не всегда хватить и на оплату образования, не говоря уже о проживании и обеспечении собственных нужд.

Согласно программе, критерием конкурсного отбора на государственный грант станет наличие уже имеющихся публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах, а также обучение за границей в прошлом. Михаил Сердюк предлагает создать конкурсную комиссию и разработать критерии оценки кандидатов с учетом социальной справедливости и целесообразности.

— Эта комиссия должна будет полностью оценить способности кандидатов, их желание учиться, но самое главное — оценить материальное и семейное положение. Помощь должны получить те, кто в ней реально нуждается и не сможет без этого гранта учиться за границей, — отметил он. — Богатый человек и так сможет себе оплатить образование.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин согласен, что некоторые аспекты программы "Глобальное образование" нуждаются в пересмотре.

— В принципе, образование за рубежом — вещь хорошая, но дьявол кроется в деталях. В программе много противоречий. Например, условия обучения за рубежом точно не должны быть лучше, чем условия для учебы в собственных вузах. Тогда как у нас образовательное кредитование, к сожалению, не развито. Также в программе не прописан четкий механизм отбора кандидатов на обучение за границей за госсчет, — указал Смолин. — Я считаю, что принцип должен быть таким, каким он был в СССР. Страна должна сама направлять специалистов в вузы, исходя из запроса на этих специалистов.

В Агентстве стратегических инициатив (АСИ), в котором и разработали программу "Глобальное образование" для российского правительства, считают что условия документа не создают преимущества студентам из богатых семей.

— Эта программа выстроена так, что не предоставляет никакого преимущества детям из обеспеченных семей перед детьми из малоимущих. Программа полностью покрывает расходы обучающегося, обязывает его к последующей отработке. Думаю, детям из богатых семей участие в ней как раз наименее интересно, — сказал директор направления "Молодые профессионалы" АСИ Дмитрий Песков. — Если только кто-то из них захочет отучиться на инженера, а потом еще и отработать определенное количество лет, выполняя условия договора перед государством. Что же до сроков обучения, то основная фаза отбора участников этой программы придется на весну–лето 2015 года, так что подать заявку успеют все.

Председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак считает, что российской образовательной системе пора вспомнить, что когда-то она была лучшей в мире и именно к нам ехали учиться студенты из разных стран. При этом он отметил, что обучение за рубежом является общемировой практикой.

— Обучение студентов за рубежом — это ведущая мировая практика. Однако не стоит забывать, что 30–40 лет назад Азия, Африка да и многие страны Европы и Америки отправляли своих студентов учиться к нам. Ведь наша система образования тогда считалась лучшей в мире. Также хочу заметить, что среди стран, в вузы которых собираются отправлять наших студентов, есть такие, как Ирландия и Китай, — заметил он. — Не думаю, что наши ведущие вузы учат хуже, а между тем такая ориентированность на зарубежные учреждения лишает наши необходимой поддержки.

Массовое направление студентов на обучение за рубеж является отличительной чертой развивающихся стран, которые хотят получить костяк специалистов с хорошим западным образованием. В дальнейшем подобные вложения могут принести экономике страны значительный рост.

+++
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/573042#ixzz35oOUEWi0

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров