Росавтодор собирается вводить платные полосы

11 июля 2014, 13:33, ИА Амител

На российских магистралях появятся платные полосы для движения автотранспорта, об этом заявили в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор). Идея уже нашла применение в США и Израиле, где на "выделенках" действуют гибкие тарифы, меняющиеся в зависимости от загруженности улиц. Эксперты сомневаются, что механизм будет работать в России: пример столичных "выделенок" показал, что водители постоянно пытаются обмануть систему контроля. Об этом пишет Коммерсант.

Как сообщили в Росавтодоре, в планах ведомства "появление платных скоростных полос в России". "Данная схема организации движения набирает популярность в мировых масштабах,— говорится в сообщении Росавтодора.— Идея заключается в том, что в часы пиковой нагрузки на магистрали открывается платная скоростная полоса, а с помощью автоматизированной системы сбора оплаты для желающих обеспечивается возможность быстрого проезда по загруженной трассе". Каких-либо подробностей проекта — возможную цену проезда, дислокацию полос — в ведомстве не раскрывают.

Платные полосы активно применяются за рубежом, в частности в США и Израиле. Росавтодор ориентируется на израильскую модель: туда глава ведомства Роман Старовойт совершил визит для знакомства с применяемыми технологиями. В Израиле платная левая полоса (fast lane) введена в 2011 году на 17-километровом участке трассы от аэропорта Бен-Гурион до Тель-Авива. Выезд на нее стоит от 7 до 85 шекелей (70-850 руб.), цена зависит от загруженности дороги: чем напряженнее трафик, тем дороже проезд. Текущая цена отображается на информационных щитах, установленных над дорогой. Власти утверждают, что добраться по полосе из аэропорта до города можно за 12 мин. против 30-60 мин. по бесплатной проезжей части. Для проезда в автомобиле должен быть транспондер с радиометкой, которую считывают специальные детекторы: если метки нет или на счету недостаточно средств для проезда, нарушителю придет штраф по почте. Бесплатно по полосе могут ездить автобусы и машины с тремя-четырьмя пассажирами. В США платные полосы применяются преимущественно в Калифорнии. В Сан-Диего проезд по платной дороге стоит от 50 центов до $8, на одной из дорог в Лос-Анджелесе — от $1,45 до $9,85 (действует жесткое расписание, цена меняется каждый час и зависит от дня недели).

В госкомпании "Автодор" (занимается строительством и эксплуатацией платных дорог) "Ъ" вчера заявили, что пока "не проводили расчеты строительства скоростных платных полос". Однако, как ранее сообщал ряд СМИ, "Автодор" уже разработал несколько вариантов платной трассы от МКАД до Домодедово: один из сценариев предполагает две платные полосы на шоссе.

В Росавтодоре говорят, что для строительства и организации полосы понадобятся частные инвестиции, привлекаемые за счет государственно-частного партнерства. В США, например, платные полосы создаются за счет расширения существующих магистралей. "Концессионер достраивает одну полосу движения за свои средства, после чего делает ее использование платным и зарабатывает на последующей эксплуатации",— уточнили в ведомстве. О возможных затратах чиновники пока не говорят. В платные полосы в Израиле инвестор (компания Shapir Civil & Marine Engineering) на условиях концессии на 27 лет вложил около 500 млн шекелей (то есть 5 млрд руб.), в Лос-Анджелесе (проект Metro ExpressLanes) местные власти потратили $210 млн.

"Для России это довольно сомнительная идея,— считает координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— Вводить платные полосы можно только на трех-четырехполосных трассах. Водители должны понимать, за что с них берут деньги, и иметь при этом бесплатный альтернативный вариант. Боюсь, что на практике будет так: существующую убитую однополосную дорогу дополнят еще новой полосой и начнут брать плату. Водители, чувствуя несправедливость своего положения, естественно, будут пытаться обмануть систему: ездить между камерами, заклеивать номера, как это сейчас происходит на выделенных полосах".

"Сомневаюсь, что такой проект будет интересен инвестору,— говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.— Чтобы достроить полосу и брать плату, придется решить множество юридических вопросов, в том числе и с землеотводом. Кроме того, дорога должна быть достаточно широкой, чтобы ввести платную полосу, а таких в России немного. Я бы сто раз подумал, стоит ли игра свеч".

Иван Буранов

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров