Биржа оштрафует нефтяников за просрочки поставок бензина

27 августа 2014, 15:33, ИА Амител

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) введет безусловные, то есть досудебные, штрафы крупным нефтяным компаниям за просрочку поставок нефтепродуктов, предусмотрев равную, симметричную ответственность участников торгов. Как сообщил "Известиям" вице-президент биржи Михаил Темниченко, такое решение по поводу жалобы "Совета по товарным рынкам" (СПТР; объединяет оптовых покупателей бензина) принял совет биржи — остальные предложения СПТР были отклонены. Более того, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена поменять правила учета биржевых продаж таким образом, чтобы учитывался только фактически поставленный объем нефтепродуктов, а не проданный. Сейчас крупные нефтяники — производители бензина должны продавать на бирже не меньше 10% ежемесячного объема выпуска нефтепродуктов.

Всего СПТР предлагал внести в правила торговли нефтепродуктами на бирже (СПбМТСБ) 16 изменений, главные из которых — отмена предоплаты за нефтепродукты, а также возможность досудебных безусловных штрафов задерживающим отгрузку поставщикам. Гендиректор НП "Совет по товарным рынкам" Александр Гудков рассказал "Известиям", что речь идет о штрафе в размере 5% от суммы контракта в пользу покупателя нефтепродуктов. Такой штраф, как предполагают в СПТР, должен поступить на счет покупателя в срок не позднее 5 дней со дня поступления жалобы в расчетно-депозитарную компанию, ответственную за финансовые расчеты между участниками сделки. По словам Гудкова, сейчас нефтяные компании несут ответственность за срыв сроков поставки бензина и его производных только если просрочат дату отгрузки топлива на 50 дней, и то только по решению суда. В правилах биржи говорится о 5-процентном штрафе.

— Покупатель должен оплатить товар полностью в течение 5 дней с момента заключения сделки, а продавец имеет право поставить его в течение месяца, еще 20 дней дается на возможную просрочку. За это время цены на нефтепродукты на бирже могут сильно вырасти. То есть продавцам порой выгодно и далее задерживать отгрузку товара, ведь 5-процентный штраф может оказаться ниже, чем их прибыль от продажи товара по новой цене. Судиться с крупными нефтяными компаниями непросто: есть множество примеров, когда на основании необходимости уплаты покупателем пени за простой цистерн РЖД нефтяники отказывались возвращать уплаченные им за товар деньги и не платили никаких штрафов, — говорит Александр Гудков. — Нужно уравнять всех участников биржи.

Дмитрий Махонин, начальник управления контроля ТЭК ФАС России, считает, что требования независимых покупателей уравнять статус участников торгов на бирже обоснованы.

— Контролер поставки должен тоже нести ответственность. Мы обсуждаем идею внесения изменений в совместный приказ Минэнерго и ФАС РФ, регулирующий правила продажи ВИНК [вертикально-интегрированными нефтяными компаниями] нефтепродуктов на бирже. Не поставленный в результате задержки отгрузок товар не следует включать в объемы продаж крупных компаний на бирже. Пока по закону они должны продавать на бирже не менее 10% от производства нефтепродуктов: если ежемесячный объем в результате изменений у кого-то из участников торгов, занимающих доминирующее положение на рынке, будет ниже, то на первом этапе это повод для вынесения предупреждения и предписания это нарушение устранить, — сообщил Махонин.

— Сегодня мы все объемы нефтепродуктов продаем на бирже, нас устраивает этот механизм, поставки мы не задерживаем. Мы голосовали против предлагаемых изменений в комплексе, но если регуляторы обяжут торговать по новым правилам, мы примем эти условия, — сказал "Известиям" Дмитрий Миронов, замгендиректора по реализации ОАО "Газпром энергосеть".

Нефтяные компании являются основными акционерами топливной биржи (ее председатель совета директоров ― глава "Роснефти" Игорь Сечин) и выступают против отмены своих преференций, объясняя просрочки особенностями производственного цикла выпуска бензинов. Более того, ряд нефтяных компаний просят ФАС и Минэнерго обязать покупателей бензина приобретать у них товар регулярно и равномерно, а не по рыночным потребностям, как сегодня.

При этом по текущим правилам биржи посредником в оплате товара между продавцами и покупателями нефтепродуктов является ЗАО "Расчетно-депозитарная компания" (РДК; один из акционеров — СПбМТСБ). Компания, не являющаяся поставщиком нефтепродуктов, должна оставить на счету РДК финансовый депозит, который замораживается при нарушении им условий сделки. Продавцы же не обязаны вносить такие депозиты. Зреет недовольство такими особыми условиями для них у других участников торгов, которые жалуются регуляторам. На текущий момент стороны пришли к временному компромиссу. По словам вице-президента СпбМТСБ Михаила Темниченко, условия этого компромисса пропишут в новых правилах сделок с нефтепродуктами на бирже.

— Будет введена симметричная ответственность контролеров поставки [так на бирже называют производителей-поставщиков бензина] за невыполнение условий сделки. С нефтяников в случае нарушения сроков отгрузки будет взыскиваться неустойка по требованию Расчетно-депозитарной компании в размере 5% от суммы договора. Таким образом после поступления этих средств в РДК они будут перечислены покупателю без необходимости обращаться в суд, — объяснил Темниченко "Известиям". Сроки штрафной просрочки он не сообщил.

Источник в "Сургутнефтегазе" объясняет, что ситуация с просрочкой поставок нефтепродуктов для покупателей с биржи возникает чаще всего из-за проблем с их транспортировкой.

— Есть разрыв в договорах на организацию и планирование перевозок грузов с РЖД и "Транснефтью". Чтобы все сроки поставок соблюдались, необходимо обязать эти компании следовать правилам биржевой торговли. Так, доминирующие компании из числа производителей автомобильного топлива подписались под правилами обеспечения регулярности и равномерности продаж бензина, а покупатели приобретают товар в соответствии со своими текущими потребностями. Поэтому транспортные компании обычно не резервируют мощности под такие нерегулярные перевозки, как это делается в случае работы по долгосрочным внебиржевым контрактам. Кроме того, некоторые покупатели сами задерживают оплату груза на 8–10 дней с момента заключения сделки. Это вынуждает поставщиков где-то хранить эти объемы, что приводит к огромным издержкам, — поясняет он.

При этом собеседник "Известий" в "Сургутнефтегазе" констатирует, что преференции в торгах важны для нефтяников, при их отсутствии они могут попросту снизить объемы отгрузки нефтепродуктов на свободный рынок.

— Если нас поставят в одни и те же условия с покупателями на бирже: заставят в считаные дни оплачивать штрафы за задержку отгрузки и отменят предоплату за товар, то производственный процесс встанет. В этом случае нам станет удобнее снизить объемы продаж на бирже до установленных правилами Минэнерго и ФАС минимальной величины — 10% от объемов производства в пользу внебиржевых сделок. Иначе мы просто не справимся с объемами поставок. Брокерские конторы и покупатели не зарегулированы Минэнерго и ФАС, тогда как нужен баланс этих правил для всех участников рынка: почему бы не обязать их тоже покупать регулярно и равномерно? — рассуждает источник.



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров