Алтайские школьники, обучавшиеся по ФГОС, показали результат выше среднего

02 сентября 2014, 13:59, ИА Амител

Мониторинг качества начального общего образования проводится Центром оценки качества образования Института содержания и методов оценивания Российской академии образования по заказу Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края уже второй год подряд. В 2014 году в мониторинге приняли участие 2435 четвероклассников из 89 пилотных образовательных учреждений, внедряющих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в опережающем режиме. В 2013 году в мониторинге принимали участие 52 образовательных организации Алтайского края (3887 выпускников начальной школы, не обучавшихся по новым ФГОС).

Оценка индивидуальных достижений учащихся осуществлялась с использованием стандартизированных измерительных материалов, разработанных Российской академией образования (математика, русский язык, комплексные письменные работы и групповые проекты для оценки метапредметных результатов). Аналитический отчет, представленный Российской академией образования, позволил получить представление о первых результатах введения ФГОС в регионах: сравнение средних результатов выполнения всех работ выпускниками 2014 года, обучавшихся по ФГОС, с результатами школьников 2013 года, не обучавшихся по ФГОС, показал положительную динамику по всем параметрам.

Как сообщили сегодня, 2 сентября, в пресс-службе Главного управления образования и молодежной политики региона, результаты обучающихся Алтайского края (предметные и метапредметные) выше средних по регионам. Основными показателями для оценки результатов младших школьников являются успешность освоения программы начального общего образования и уровень достижений обучающихся.

Успешность выполнения письменной метапредметной работы во всех регионах составила 65%, в Алтайском крае – 67%, что на 12% выше 2013 года.

В сравнении с 2013 годом на 1-8% уменьшилась доля учащихся, не достигших базового уровня (имеющих низкие результаты), а в сравнении с регионами – на 3-6%.

Значительно увеличилась доля детей, освоивших программу на повышенном и высоком уровнях: математика – на 16%, русский – на 14%, метапредметные умения – на 22%. Это значит, что учащиеся умеют применять свои знания не только в привычных, но и в нестандартных ситуациях.

В целом картина распределения классов разного уровня в Алтайском крае более благоприятная, чем по всем регионам: меньше классов с низкими результатами.

Успешность выполнения работы по математике обучающимися Алтайского края составила 70%. Это означает, что в среднем учащиеся набрали 70% от максимального балла (100 баллов), который можно было получить за выполнение всей работы, что на 8% выше, чем в 2013 году. Для сравнения во всех регионах, которые участвовали в исследовании, успешность выполнения работы составила 69%.

Учащиеся Алтайского края по русскому языку набрали 68% от максимального балла, что на 8% лучше результатов 2013 года и на 4% выше средних по регионам.

Проведенный анализ сформированности метапредметных результатов свидетельствует в целом об умений работать с текстами у выпускников начальной школы, обучавшихся по новым образовательным стандартам. При этом наблюдается повышение результатов выполнения итоговой работы по всем основным параметрам по сравнению с результатами учащихся, не обучавшихся по новым стандартам.

Средний процент выполнения письменной итоговой работы во всех регионах составил 65%, что соответствует в целом успешной сформированности умений работать с текстами. В 2013 году средние результаты учащихся, не обучавшихся по новым стандартам, составили 58%.

В Алтайском крае средний процент выполнения работы – 67%, что на 12% выше 2013 года и на 2% среднего по регионам.

Средняя успешность сформированности коммуникативных действий учащихся Алтайского края на 0,5% выше среднего уровня регионов и на 9,5% выше результатов 2013 года.

Полученные в ходе апробации результаты имеют большую практическую значимость. Они позволяют сформировать основы для оценки качества образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, а также определить направления повышения качества начального образования на федеральном и региональном уровнях и оказать индивидуальную поддержку учащимся при переходе в основную школу.

Справка:

В апреле-мае 2013/2014 учебного года в регионах Российской Федерации изучались первые результаты введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования в школах, которые выпустили первых четвероклассников, обучавшихся в начальной школе по новым ФГОС. Всего в проекте 2014 года участвовали 31085 выпускников начальной школы из 1680 четвертых классов 1045 образовательных организаций 8 регионов страны.

Главная особенность даного мониторига заключается в том, что она комплексно позволяет оценить результаты образования: не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам (математика и русский язык), но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе – читательская грамотность (смысловое чтение) и сформированность умений работать в группе при выполнении проекта.

Второй важной особенностью является ориентация полученных результатов на управление качеством образования на различных уровнях. Независимая оценка результатов мониторинга представляется Российской академией образования таким образом, что в них можно увидеть данные по каждой образовательной организации или региону на фоне всех других участвовавших в обследовании. С учетом нескольких показателей качества образования выделить школы группы риска, которым необходима поддержка в реализации ФГОС, а также успешные школы, которые могут быть источниками распространения положительного опыта.

Кроме того, все образовательные организации получают данные по каждому учащемуся, но не интегрировано, а детально с указанием уровня освоения учебной программы, структуры мотивации учащегося и других характеристик, что позволяет учителям организовать работу с учащимися в основной школе, определив индивидуальные траектории обучения каждого ученика. Дополнительно можно увидеть, как сформированы отдельные планируемые предметные и метапредметные результаты у отдельных учащихся, классов или групп школ региона.

Третья особенность – использование стандартизированных измерительных материалов, обладающих надежными измерительными характеристиками. Это профессионально разработанные контрольные измерительные материалы, позволяющие не только объективно оценить, насколько учащиеся овладели требованиями стандартов, или сравнить полученные результаты со средними показателями муниципалитета, региона или страны в целом, но и провести анализ эффективности учебного процесса и уровня квалификации преподавательского состава для принятия управленческих решений.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров