Школьники будут изучать «Домострой» и речь Сталина

08 октября 2014, 09:32, ИА Амител

Школьники будут изучать К 2015 году Министерство культуры РФ подготовит и опубликует полнотекстовые версии 100 главных документов (источников) российской истории. Они будут рекомендованы для изучения в старших классах школы и вузах. Об этом "Известиям" рассказал директор департамента управления делами Министерства культуры Михаил Ипатов.

По его словам, проект "будет способствовать сокращению числа спекулятивных исторических построений, основанных на мнениях и суждениях и искажающих прошлое нашей страны".

— Проект "Сто главных источников российской истории" нацелен на то, чтобы определить и представить базовые исторические источники, которые конструируют отечественную историю и определяют самоидентификацию современного социума. Все эти источники являются памятниками не только истории, но всей отечественной культуры, — подчеркнул Михаил Ипатов.

По словам представителя Минкультуры, эти материалы могут использоваться для практических занятий и самостоятельной подготовки учащихся. Кроме того, изучение систематизированных полнотекстовых источников, безусловно, повысит профессиональный уровень учителей и преподавателей вузов.

Известно, что в число 100 главных источников российской истории, по версии Минкультуры, среди прочих войдут такие документы, как речь Сталина 3 июля 1941 года, "Судебник" Ивана IV, "Домострой", Соборное уложение 1649 года, Грамота Пожарского о созыве Земского собора, пакт Молотова–Риббентропа, Русско-византийский договор 911 года и Хельсинкский акт 1975 года. 

Все источники разместят на специальном сайте. К каждому документу будут прилагаться научные комментарии, библиографические данные и тестовые задания. После опубликования "Сто источников российской истории" будут открыты к расширению за счет привлечения новых архивных документов и материалов.

В министерстве объясняют инициативу по составлению списка источников тем, что в последнее время школьники и студенты редко знакомятся с полнотекстовыми документами, а "хрестоматийное" знание, основанное на выдержках, отрывках и фрагментах из источников, не является полным и не отражает всего многообразия исторической реальности.

"Известия" попросили оценить инициативу Министерства культуры специалистов в сфере истории и образования. 

Кандидат исторических наук, профессор, ведущий телепередачи "Умники и умницы" Юрий Вяземский считает, что школьникам будет полезно изучить полные версии исторических документов.

— "Домострой" — это все-таки основа русской культуры. Там есть очень много мудрых положений — человеку предписывается вести себя скромно, уважать родителей и жить по христианским заповедям, — сказал историк.

Вопрос, не будут ли школьники перегружены неактуальной информацией, заставил профессора улыбнуться. 

— За молодежь вы не волнуйтесь, то, что им не нужно, они отбросят. Главное, чтобы они просто ознакомились, — уверен в подрастающем поколении Юрий Вяземский.

Директор московского центра образования "Царицыно" № 548, народный учитель России Ефим Рачевский подчеркнул, что изучение 100 источников — не догма для школ.

— В российской школе все обязаны изучать только то, что заложено государственными образовательными стандартами, — сказал Ефим Рачевский.

Вместе с тем, по мнению педагога, инициатива Минкультуры полезна даже в том случае, если речь идет об одиозных личностях.

— Никто не хочет встречаться с гремучей змеей, но биологу интересно, как она устроена. Так и здесь — нормальный человек не может любить Сталина, но интересно, с какой речью этот мерзавец когда-то выступал, — заметил народный учитель.

Историк, профессор Института журналистики и литературного творчества Константин Ковалев-Случевский считает, что проект при всей его полезности не решит проблем исторического образования, поскольку историк в любом случае опирается на определенную точку зрения.

— Эти 100 документов, конечно, нужно изучать, но вопрос в том, кто будет их интерпретировать и популяризировать, — полагает ученый. —  В 1970-е годы я работал на археологических раскопках в Крыму. В районе Судака мы нашли огромное количество ценных византийских предметов XI–XII века. По такому случаю из Киева приехала комиссия и чиновник записал у себя: "Найдено большое количество древнеукраинских артефактов". Так что создать историю можно на базе чего угодно.

+++
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/577703#ixzz3FW6txnTN

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров