Как стратегические "Тополя" в сосновом бору на Алтае выросли

Когда в Барнауле над головами горожан начали летать истребители-перехватчики, многие не на шутку испугались

10 октября 2014, 12:50, ИА Амител

Однако позже выяснилось, что причина этих полетов абсолютно безобидна – проходили командно-штабные учения с использованием авиации в Барнаульском ракетном соединении.

В рамках итоговой проверки ракетной дивизии, расположенной в ЗАТО Сибирский, командующий ракетными войсками стратегического назначения Сергей Каракаев провел учения, которые являются главным показателем боеготовности личного состава и техники.

Война в бору

Так называемые учебные легенды могут быть самыми разными – все зависит от задач, поставленных командованием. Алтайские ракетчики должны были найти и обезвредить группу диверсантов, используя силы наземной и авиатехники, обустроить переправу для тяжелой техники вместо взорванного противниками моста и обеспечить круглосуточную охрану полевой позиции. Эти задачи и определили место проведения учений – лес.

Когда мы прибыли вглубь бора, поразила тишина и пьянящий свежий воздух, в траве то и дело выглядывали шляпки маслят, а неподалеку красовались заросли малинника. Сюда впору на отдых ездить, а тут война идет, выражаясь на армейском сленге.

К месту проведения учений просто так на машине не подъехать. Дождливая погода, стоявшая на протяжении недели, лесную дорогу превратила в грязное месиво, которому еще большей колоритности добавила тяжелая военная техника, теперь эту тропу вполне можно использовать для гонок джиперов по бездорожью. Нам не оставалось ничего другого, как несколько сотен метров идти пешком.

- Чего вы так медленно идете, как будто у вас под ногами мины? Хотя правильно, это учения – всякое может быть… – шутит сопровождающий нас полковник, бодро шагая вперед. А все равно переступаешь через поваленные деревья и вырытые окопы и невольно задумываешься, пошутили или нет, вдруг сюрприз какой- нибудь заложен…

Вскоре мы наткнулись на блокпост, а затем увидели полевую позицию – место, где сосредоточена военная техника.

Агрегаты к бою!

- Что за палатки? – интересуюсь я, видя напротив нечто, затянутое тентом.

- Меня радует, что вы не догадались, значит, бойцы хорошо выполнили свою задачу, – улыбается сопровождающий и принимается пояснять. – Под маскировочной сеткой стоит различная боевая техника, а сеть натянута таким образом, чтобы противник, пролетая, например, над полевой позицией, не смог понять, что это за объект.

И действительно, когда приглядишься, в одной "палатке" отчетливо проглядывает холм, другая похожа на дом – вот и пойми с высоты тысячи метров, что там на земле: реальное жилье или замаскированный под него бронетранспортер.

На полевой позиции, как говорят офицеры, ковырять в носу некогда – в любой момент с вышестоящего пункта управления может поступить приказ о свертывании и приведении техники в боеготовное состояние.

- Как только командующий отдаст приказ, солдаты должны в течение нормативного времени снести маскировочную сетку и приготовить технику к совершению марша, – рассказывает командир 1-го ракетного дивизиона подполковник Алексей Лобанов. – Перемещение ракетных комплексов на другие позиции – это важнейший тактический элемент, позволяющий исключить встречу с противником.

Другими словами, если диверсанты все-таки обнаружат дивизион, мобильная военная техника в течение нескольких минут покинет эту позицию.

Процесс свертывания мы смогли наблюдать буквально через пару минут после нашего разговора. Когда бойцам скомандовали "Агрегаты к бою!", из-под маскировочной сетки густой пеленой повалил дым – завелся двигатель машины обеспечения боевого дежурства, а солдаты принялись освобождать ее от маскировки – в ближайшие минуты она в составе колонны должна будет передислоцироваться. Пока ребята собирали маскировочный комплект, я расспрашивала офицера об условиях жизни солдат, находящихся на учениях.

- Распорядок дня личного состава мало чем отличается от повседневных будней: подъем в 6 утра, отбой в 22 часа, прием пищи три раза в день, – рассказывает майор Александр Шипилов, заместитель командира дивизиона по работе с личным составом. – Только спят они не в казарме, а в палатках. Главная задача – круглосуточная охрана и оборона боевых постов, поэтому на учениях организуются боевые дежурства, на которых военнослужащие сменяют друг друга через каждые 12 часов.

Родные "Тополя"

За разговором время пролетело незаметно, и через считаные минуты вместо маскировочных холмов и домов предстала грозная техника – бронетранспортеры, машины обеспечения боевого дежурства и гордость ракетчиков – автономная пусковая установка "Тополь", оснащенная межконтинентальной баллистической ракетой. Когда бойцы сняли маскировочную сетку с "Тополя", мой собеседник, замполит, не удержался и воскликнул: "Вот он, красавец наш!".

- Да-а-а, – невольно протянула я и добавила. – Страшный такой.

- Вот потому, что он такой страшный, к нам никто и не суется, боятся. И правильно делают.

Дальность стрельбы этого "красавца" – 10 тысяч километров. Чтобы читатель понял мощность этого агрегата, представьте, если ракету по прямой траектории запустить из Барнаула, то долетит она за несколько минут до Мексики. О результативности распространяться не будем – это военная тайна, а вот о том, как управлять этой машиной, расскажем.

Старший механик-водитель автономно-пусковой установки "Тополь" старший прапорщик Юрий Врадий посвятил работе на ней 21 г од.

- Я уже научился чувствовать технику, чуть маленько зарычит по-другому, сразу начинаем "лечить", – рассказывает Юрий Николаевич. – Лелеем как ребенка, ведь машина всегда должна быть в работоспособном состоянии и в любой момент продемонстрировать свою боеготовность. Прежде чем сесть за баранку "Тополя", я год учился, сейчас ребята эту машину обкатывают два года, потому что техника очень тяжелая в управлении: если немного расслабишься, она может повести себя непредсказуемо – это обусловливает постоянный контроль над собой.

Пока мы со всех сторон разглядывали легенду и гордость отечественного ракетостроения, "Тополь" начали готовить к совершению маневра: спустили на шасси, проверили связь и завели мотор. За рулем – старший прапорщик Павел Антишко, жизнерадостный и невероятно влюбленный в то, чем занимается. Он ловко забирается в маленькую кабину, где нет ничего лишнего, этакий военный минимализм: руль, педали и бесчисленное количество кнопок, ответственных за самые разные функции, начиная от банального включения мотора до запуска ракеты. Справиться одному с управлением 22-мет- ровой махины, которая весит 100 тонн, невозможно, поэтому экипаж состоит из трех человек: командира, механика-водителя и инженера-оператора, которые являются глазами и ушами "машиниста".

- На любой боевой военной технике есть свои особенности и сложности. В частности, "Тополь" сложен из-за своих габаритов – чтобы развернуть эту махину, нужно много пространства – радиус поворота огромный, понятное дело, не такой, как у легковушки, – шутит Павел Антишко перед совершением маневра, и, захлопывая дверцу, тут же меняется в лице, становясь очень сосредоточенным.

Через несколько минут мы уже наблюдали "парад" военной техники: один за другим стройной шеренгой движутся БТРы, МОБДы и "Тополя" на другую полевую позицию – нужно срочно уходить, чтобы условный противник не рассекретил местоположение ракетчиков.

Незатейливый журналистский вопрос, есть ли какие-то сложности у солдат в исполнении боевых задач, вызывает улыбку на лице замполита Шипилова: "Ну какие трудности могут быть у российских ракетных войск? У нас вон сколько "Тополей" растет". И ведь не поспоришь.

Как уже сообщало ИА "Амител", командно-штабное учение с воинскими частями Барнаульского ракетного соединения РВСН проходило в Барнауле с 30 сентября по 4 октября. Привлекались более 4 тыс. военнослужащих и около 400 единиц военной техники.

Военнослужащие были подняты по тревоге и отработали маневренные действия на маршрутах боевого патрулирования, были развернуты агрегаты подвижных грунтовых ракетных комплексов "Тополь".

Впервые на учении такого масштаба для прикрытия позиционного района дивизии и имитации действий условного противника применялись истребители-перехватчики Миг-31, для ведения воздушной разведки на маршрутах боевого патрулирования самолеты Су-24МР.
+++
"Вечерний Барнаул"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров