Почему ремейки заполняют российские экраны

14 октября 2014, 10:51, ИА Амител

Почему ремейки заполняют российские экраны "Почему в вашем творчестве так много ремейков?" Ставшая знаменитой фраза со скандальной пресс-конференции Филиппа Киркорова в последние годы незримо витает над отечественным кинематографом.

Ремейки, или фильмы, так или иначе повторяющие сюжет былых кинохитов, заполонили экраны. В конце лета состоится премьера обновленной "Кавказской пленницы", уже выкуплены права на советскую классику "А зори здесь тихие", ходят разговоры о появлении ремейков таких всенародно любимых лент, как "Иван Васильевич меняет профессию" и "Белое солнце пустыни". Чем объяснить такую любовь отечественного кинобизнеса к переписыванию сочинений из тетрадок отличников прошлого? Давайте попробуем разобраться.

Ремейки в мировом кино - вещь привычная. Но с одной важной оговоркой: обычно это не просто подмазанные-подкрашенные на новый лад копии, а переосмысление, переработка, новый творческий взгляд сценаристов и режиссеров на сюжеты, созданные годами ранее. Именно поэтому там ремейк отнюдь не означает поделку, ведь в результате "повторения пройденного" рождались картины, не уступающие оригиналам, а зачастую и превосходящие их.

Так, сейчас уже мало кто вспомнит, что знаменитый фильм "Лицо со шрамом" - ремейк одноименной ленты 1932 года. Причем если старая картина - заурядный гангстерский фильм с претензией на нуар, то Брайану Де Пальме в содружестве с прекрасным актером Аль Пачино полвека спустя удалось создать настоящий эпик.

Другой пример - сюжет о циничном, но благородном воине, который встает на сторону то одного, то другого клана, чтобы в финале наказать всех негодяев и помочь униженным и оскорбленным. Узнали "Телохранителя" Акиры Куросавы? А еще "За пригоршню долларов" Серджо Леоне, "Героя-одиночку" Уолтера Хилла и "Сукияки Вестерн Джанго" Такаси Миикэ.

В советском кинематографе такого понятия, как ремейк, практически не существовало  

Все перечисленные картины - самостоятельные произведения, упрекать создателей которых в повторении или копировании не станет даже самый требовательный зритель. А вот Михаэль Ханеке переснял свои же "Странные игры", просто перенеся место действия из европейской среды в американскую и предоставив зрителю право решать, на какой почве из семян немотивированной жестокости произрастают более страшные плоды.

А что же отечественное наследие? В советском кинематографе такого понятия, как ремейк, практически не существовало. Да, снимались картины, имевшие один и тот же литературный первоисточник, взять хоть "Двенадцать стульев" Гайдая и Захарова, но в этом случае речь шла о преемственности с книгой, а не одного фильма по отношению к другому. Именно поэтому они априори не были повторами - каждый режиссер снимал так, как видел сам, без оглядки на чужие достижения.

Сейчас ситуация радикально изменилась. Будем честными, у нынешнего вала ремейков причины весьма прозаические. Продюсеры считают, что на популярных фильмах прошлого можно успешнее "рубить кассу".

Если десятки лет подряд страна, затаив дыхание, в новогоднюю ночь смотрит "Иронию судьбы" - давайте дадим ей в той же обертке обновленный продукт!

С коммерческой точки зрения это куда результативнее, чем пытаться создавать шедевры с нуля. Упомянутая выше "Кавказская пленница" уже демонстрировалась критикам и журналистам на закрытых показах, и выяснилось, что ее создатели скопировали со старой ленты Гайдая все, вплоть до костюмов и причесок, а актеров подбирали, отталкиваясь не от сценического мастерства, а от портретного сходства со старым составом. Что любопытно, несмотря на очевидный денежный интерес продюсеров, такая практика далеко не всегда ведет к заоблачным прибылям. По-настоящему коммерчески успешной была лишь та самая "Ирония судьбы", собравшая в прокате $55 млн при бюджете $5 млн.

Бывают, конечно, и исключения. Когда Георгий Данелия решил снять анимационный ремейк своего легендарного фильма "Кин-Дза-Дза!", он говорил, что в картине 1986 года ему удалось реализовать от силы треть своих режиссерских замыслов - сделать больше не позволяли ни финансовые возможности, ни рамки кинематографа как таковые, в то время как в мультипликации можно перенести на пленку свои самые смелые фантазии. Почти идеальный пример творческого переосмысления, не правда ли?

Причина, по которой в отечественном кино все чаще и чаще появляются ремейки, - кризис сценарных идей  

Но затянувшееся по разным причинам на несколько лет производство эти радужные планы если не расстроило полностью, то сильно скорректировало: лента не стала событием ни в творческом, ни в коммерческом отношении.

Другая причина, по которой в отечественном кино (да и в голливудском, кстати, тоже) все чаще и чаще появляются ремейки, - кризис сценарных идей.

Здесь существует интересный парадокс: сценаристов, опытных и неофитов, - тысячи, сценариев они пишут неисчислимое множество, а снимать почему-то все равно нечего. Количество никак не перейдет в качество: продюсеры на питчингах (презентациях сценарных заявок) хватаются за голову. Такие нелепицы, по их словам, зачитывают авторы. Не хочется верить, что у нас в стране совсем нет талантливых кинодраматургов, но если у них нет связей в кинобизнесе, прямого выхода на нужных людей, шансов на то, что именно их сценарии попадут в производство, крайне мало.

Отдельно стоит остановиться на такой важной проблеме, связанной с ремейками, как сильно изменившиеся морально-психологические векторы общества. Герои старых фильмов, как и все советские люди, имели четкий набор социокультурных кодов, плохих или хороших - не суть важно, главное, они были совсем другими.

Если у кинодраматургов нет связей в кинобизнесе, прямого выхода на нужных людей, шансов на то, что именно их сценарии попадут в производство, крайне мало  

Поэтому переносить их на экран сейчас надо, либо оставаясь в стилистике ретро (а зачем тогда вообще плодить копии?), либо серьезно перерабатывая сюжет, мотивации и поступки персонажей, и одной сменой "спортсменки-комсомолки" на "экстремалку-аспирантку" тут не обойтись.

Резюмируя, хочется отметить, что отечественная киноиндустрия вновь начала развиваться только лет десять, быть может, назад и многие ее нынешние шероховатости - просто "детские болезни", которые с годами, хочется верить, пройдут сами собой.

Тут как с музыкой - нот всего семь, но поразительные мелодии, берущие за душу, человечество создает с момента появления первого музыкального инструмента и по сию пору. Поэтому ремейки были, есть и будут. Хочется лишь, чтобы при их создании продюсеры и режиссеры руководствовались не только коммерческой выгодой, но и творческим чутьем.

+++

Максим Депутатов, арт-директор Сценарного бюро Эдуарда Багирова

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров