"Бедные" страны могут стать жертвой долгового рынка

24 октября 2014, 13:38, ИА Амител

Стимулирующие программы мировых центральных банков сделали для инвесторов, которые охотятся за значительной прибылью, крайне непривлекательными облигации стран ЕС и США, поскольку доходность по ним достигла минимальных значений. В результате они обратили свой взор на страны третьего мира и стали охотно их кредитовать.

Как пишет в своей статье на сайте Project Syndicate глава отделения Всемирного банка по сокращению бедности и экономическому менеджменту в Латинской Америке и Карибском регионе Марсело Гиугале, изначально позитивный процесс может обернуться для этих стран катастрофой, если они не будут адекватно оценивать риски.

Кредитоспособные бедняки?


"В течение последних пяти лет несколько стран с низким уровнем дохода, такие как Руанда и Гондурас, выпустили свои первые в истории облигации для частных и иностранных инвесторов в Лондоне и Нью-Йорке.

До недавнего времени подобный шаг был бы немыслимым, поэтому первый выпуск облигаций новых заемщиков следует рассматривать как знак большого доверия инвесторов. Однако он также должен отзываться знакомым звуком набата.

Около 20 "дебютных выпусков" заработали $12 млрд, причем стоимость капитала в среднем всего лишь на 4,5 процентного пункта выше доходности 5-летних облигаций США. Это небольшое изменение в рамках глобальной финансовой системы, однако, учитывая, что многие из этих заемщиков всего десять лет назад находились в бедственном положении или в состоянии дефолта и нуждаются в списании долгов, происходящее является действительно впечатляющим поворотом.

Но в то же время не стоит забывать, что доступ стран с низким уровнем генерируемых доходов к средствам частных инвесторов сопровождается рисками, которые должны быть зафиксированы в самом начале, прежде чем они перерастут в непосредственную угрозу.

В первую очередь существует риск пролонгации. Облигации должны быть погашены в иностранной валюте, как правило, в долларах США, единовременной выплатой. Эти единовременные выплаты могут быть велики, особенно в сравнении с прошлыми долговыми обязательствами или будущими экспортными поступлениями.

Данные Всемирного банка, отслеживающие динамику долга развивающихся стран с 1970 г., показывают, что вероятность попадания страны в долговой кризис увеличивается в девять раз (с вероятностью один к пяти), если объемы для погашения превышают стоимостную оценку одной десятой ее экспорта – ситуация, с которой могут столкнуться три сегодняшних новых эмитента, когда придет время погасить облигации.

Смогут ли бедные заемщики избежать подобного финансового сжатия, зависит от нескольких факторов. Одним из них является наличие возможности выпустить больше облигаций, чтобы погасить те, у которых истек срок. Во-вторых, многое зависит от того, насколько благоразумно они будут инвестировать полученные средства, тем самым обеспечивая быстрое погашение. И это также будет зависеть от того, будут ли страны с неустойчивыми доходами, особенно те из них, чьи доходы зависят от природных ресурсов, формировать резервы из сверхприбыли.

Второй среднесрочный риск - вероятность разворота потоков капитала. Аппетит кредиторов к облигациям стран с низким уровнем дохода в значительной степени вызван комбинацией избыточной ликвидности и практически нулевых процентных ставок в развитых экономиках мира с момента глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. Только благодаря этому фактору инвесторы обратили внимание на более рискованные рынки в поисках более высокой прибыли.

Однако рано или поздно развитые страны вернутся к ужесточению денежно-кредитной политики, что сделает облигации развивающихся стран менее привлекательными. Заемщики, обладающие разумной макроэкономической политикой, вероятно, сохранят некоторую привлекательность для мировых финансовых рынков, однако менее предусмотрительные правительства могут внезапно оказаться не у дел.

Третий риск: о предстоящих долговых урегулированиях будет сложнее договориться. Традиционно кредиторами стран с низким уровнем дохода являлись богатые мировые правительства и транснациональные организации, которые находят политически неприемлемым требовать возврата долгов, если это означает, что заемщики будут вынуждены сократить расходы на жизненно важные общественные услуги, такие как образование или здравоохранение. В процессе, на который уже ушло 15 лет и который остается незавершенным, долги 35 бедных стран с высоким уровнем задолженности (HIPC) были прощены, а их стоимость составляла более $100 млрд.

Однако теперь многие из бывших HIPC продают облигации на мировом рынке частным инвесторам, что стало значительно более рискованным в последние месяцы из-за волны судебных решений в Соединенных Штатах, которые позволяли держателям облигаций отклонить погашения задолженностей и подать в суд требование полной оплаты. Надо надеяться, что привлеченные средства будут вкладываться с умом, а выплаты не потребуют серьезных жертв, поскольку на данный момент не существует согласованного механизма реструктуризации, не говоря уже об отмене, новых долгов.

Можно было бы спросить, почему все, кроме частных глобальных инвесторов, идя на риск, должны заботиться о пролонгациях, разворотах капитала, управлении и урегулировании долгов. Причина в том, что государственно-долговой кризис больше всего вредит бедным гражданам страны, которые мало что понимают и не имеют голоса в вопросе выпуска облигаций. Когда страна объявляет дефолт, экономический ущерб увеличивает число бедных людей и ухудшает их условия жизни. Когда Аргентина в 2001 г. объявила дефолт, каждый пятый из ее граждан оказался за чертой бедности.

Надежное управление долгом - это, в сущности, надежная социальная политика. Вот урок, к которому должны прислушаться как заемщики, так и кредиторы, когда они вступают в долговые отношения, которые, без надлежащего управления, могут оказаться сложнее, чем сперва предполагалось, и хлопотнее, чем кто-либо ожидал".
+++
ВестиФинанс

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров