Общественники выявили завышение стоимости строительства детсадов в Сибири

15 января 2015, 11:24, ИА Амител

Согласно одному из майских указов президента Владимира Путина, к 2016 году в России должны быть ликвидированы очереди в детские сады. Многие регионы за счет строительства детских учреждений успешно справляются с поставленной задачей — в 2012 году в стране насчитывалось 1,2 млн детей в очереди, сейчас — 409 тыс. При этом цены в тендерах на строительство детских садов при очевидных сопоставимых площадях и вместимости значительно различаются — даже в одном регионе строительство приблизительно одинаковых детских садов может обойтись государственному бюджету с разницей в десятки миллионов рублей, что, в свою очередь, часто не соответствует нормам, утвержденным Федеральным агентством по строительству и ЖКХ.

Активисты проекта "Общероссийского народного фронта" (ОНФ) "За честные закупки" продолжили мониторинг закупок по строительству новых детских учреждений. Они выявили, что с 1 июня 2014 года было произведено более 40 закупок на сумму свыше 2 млрд рублей.

Руководитель проекта ОНФ "За честные закупки" Антон Гетта в разговоре с "Известиями" отметил, что результаты мониторинга закупок на строительство детских садов доказывают, что проблема, поднятая ОНФ в начале года, до сих пор актуальна. Напомним, что 18 ноября прошлого года на "Форуме действий" ОНФ активисты проекта "За честные закупки" доложили президенту Владимиру Путину о многочисленных фактах разной стоимости строительства детсадов, зачастую находящихся в одном или соседних регионах.

— ОНФ выступил с инициативой внедрения типовых проектов для уменьшения стоимости строительства детских учреждений. В итоге в послании Федеральному собранию президент дал наказ проводить строительство объектов социального назначения на основе типовых проектов. В следующем году в тесном взаимодействии с Минстроем мы возьмем на контроль реализацию этой инициативы, чтобы существенно снизить бюджетные потери от неэффективного расходования средств, — подчеркнул Антон Гетта.

Источник в правительстве рассказал "Известиям", что профильное Министерство строительства и ЖКХ цены на строительство не устанавливает.

— Саму цену Минстрой не устанавливает. Есть справочники по цене на стройматериалы. Иногда может быть дорогой проект, и это может быть обосновано — на это чиновники из ведомства не могут влиять. Хотя, конечно, когда есть существенная разница в цене на однотипные объекты в соседних регионах, это вызывает вопросы, — пояснил собеседник "Известий".

Рекомендуемая цена Минстроя России, к примеру, на типовой детский сад формируется за счет цены стройматериалов и их доставки, подключения к инженерным сетям, а также индивидуальных (климатических, сейсмических) условий региона, где планируется возвести объект. Для каждого региона России существует своя рекомендуемая цена. Она может возрасти, если, к примеру, власти региона за счет собственных бюджетных средств или частных инвестиций решили применить иные, более дорогие, строительные материалы или возвести дополнительное помещение.

— Если говорить не только о детских садах, а вообще об объектах капитального строительства, которые финансируются напрямую из федерального бюджета, а не через субсидии, Минстрой России сейчас активно работает над созданием единого технического заказчика в строительстве, что позволит упорядочить цену строительства по однотипным проектам. Создание такой структуры позволит значительно сэкономить государственные средства и пресекать разницу в стоимости однотипных проектов, — заявили "Известиям" в Минстрое.

Так, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре был размещен заказ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Детский сад, п. Карымкары, Октябрьский район", рассчитанный на 75 мест, а цена контракта составляет 170,5 млн рублей. Общая площадь земельного участка, на котором возведут детский сад, достигает почти 1 га. Стоимость одного места 2,27 млн рублей при утвержденных нормах Федерального агентства по строительству и ЖКХ в 1 млн рублей.

Замначальника управления ЖКХ и строительства администрации Октябрьского района Людмила Черепкова пояснила "Известиям", что конкурс по строительству детского сада завершен.

— У нас там уже начали строительство. Определен подрядчик, забиты сваи. Конкурс выиграл строительный холдинг ХМАО — "Север-строй инвест" (город Белоярский), — добавила она.

На вопрос о том, почему стоимость строительства значительно отличается от норм, утвержденных Федеральным агентством по строительству и ЖКХ, Людмила Черепкова заявила, что не видит в этом ничего странного, поскольку у них "есть заключение ценовой экспертизы".

Получить разъяснения от представителей строительного холдинга "Север-строй инвест" на момент написания материала "Известиям" не удалось.

Для сравнения: в 2014 году в Сургуте, 32-й микрорайон, был введен в эксплуатацию современный садик "Снегирек" на 200 мест (с бассейном) стоимостью 220 млн рублей. Заказчик — управление капитального строительства Тюменской области. Стоимость одного места в этом детском учреждении — 1,1 млн рублей, что укладывается в утвержденные нормы для детских садов с бассейнами. В городе Нижневартовске, в квартале № 21, планируется строительство детского сада на 320 мест при цене одного места 818 тыс. рублей, что соответствует утвержденным нормам.

Вторым "дорогим" проектом детского сада стал объект, который планируется возвести в Хабаровске. Заказчиком конкурса выступила администрация города. Согласно конкурсной документации, трехэтажное здание будет рассчитано на 12 групп общей численностью 230 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Окончание строительства намечено на конец декабря 2015 года. На выполнение работ выделяется 275,9 млн рублей. Таким образом, стоимость одного места составит 1,19 млн рублей при утвержденных нормах Федерального агентства по строительству и ЖКХ в 940 тыс. рублей. "Фронтовики" приводят в пример, что агентство государственного заказа Красноярского края планирует строительство детского сада на 270 мест в поселке Абан по цене 701 тыс. рублей за одно место.

Третий детский сад по завышенной стоимости региональные чиновники планируют возвести в Южно-Сахалинске. Управление капитального строительства Южно-Сахалинска объявило тендер на строительство детского сада на 220 детей. Исходя из конкурсной документации, двухэтажное здание площадью 5 тыс. кв. м построят в планировочном районе Новоалександровск. Строительство по документам должно быть завершено до середины декабря 2015 года. На выполнение работ выделяется 360,7 млн рублей. При расчете получается, что стоимость одного места 1,63 млн рублей при утвержденных нормах Федерального агентства по строительству и ЖКХ в 1,33 млн рублей. Представители ОНФ сравнивают этот объект с детсадом в Красноярске на улице Грунтовая, где стоимость одного места 542 тыс. рублей.

Согласно данным, опубликованным на сайте госзакупок, с 23 декабря 2014 года проведение конкурса по строительству детского сада в Южно-Сахалинске приостановлено Федеральной антимонопольной службой по Сахалинской области в соответствии с ч. 7 ст. 106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" из-за жалобы снятого с конкурса участника.

Общество с ограниченной ответственностью "Стройград" обвинило администрацию Южно-Сахалинска в том, что конкурс готовился под одного участника, а муниципальный контракт на бюджетные деньги хотели заключить по максимальной цене без фактической конкуренции между подрядчиками. Поводом для жалобы стало то, что комиссия сняла "Стройград" с конкурса из-за того, что участник закупки якобы не предоставил информацию о товаре (товарный знак. — "Известия"), предлагаемом для выполнения работ. Представители компании просят контролирующие структуры установить факты нарушения законодательства о госзакупках, допустить "Стройград" к участию в аукционе, а также на период рассмотрения дела приостановить заключение контракта, в случае же если контракт уже необоснованно заключен, аннулировать результаты аукциона и контракт.

Руководитель проекта "Единой России" "Детские сады — детям", зампредседателя комитета Госдумы по образованию Алена Аршинова считает, что за расходование бюджетных средств на строительство детских садов отвечать должны персонально губернаторы.

— Ранее мы занимались мониторингом, у нас также "выскакивали" регионы, которые тратят средства за установленной планкой по максимуму. В списках были не только сибирские регионы, но и другие. Счетная палата проводила проверку, были вынесены предупреждения некоторым регионам. Губернаторы должны были объясняться по эффективности расходования этих средств, — рассказала она. — Относительно сибирских регионов понятно, что заранее делается просчет, что это холодные регионы, где затрат требуется больше, чем в Центральном федеральном округе. Но мы не можем строить дорогие детские сады, у нас очередь детей от 3 до 7 лет составляет 390 тыс., от 0 до 3 лет — свыше 1 млн детей. Исходя из этого, мы должны позволить по всем санитарным нормам, по регламенту Минстроя и ЖКХ построить определенное количество типовых детских садов при стоимости одного места до 1 млн рублей, чтобы устранить очереди. 

Она напомнила, что в связи с большими очередями в детские сады государство с 2013 года выделяет дополнительные средства на строительство, реконструкцию и ремонт дошкольных образовательных учреждений. По ее словам, начало 2015 года ознаменовалось завершением срока освоения федеральных субсидий, выделенных в 2014 году на модернизацию региональных систем дошкольного образования. В прошлом году на эти цели было выделено 50 млрд рублей. В соответствии с принятыми соглашениями федеральные средства, выделенные 85 субъектам России, должны были быть освоены в полном объеме к 1 января 2015 года.

По данным Министерства образования и науки РФ, к настоящему времени освоено свыше 46,697 млрд рублей, что составляет 93,4% от выделенных средств. При этом 100% субсидии освоено в 57 регионах России.

Эксперт Национального антикоррупционного комитета (НАК) Илья Хандриков считает, что ситуация в сфере ценообразования при строительстве детских садов останется прежней, если не произойдет системных изменений.

— Тут нельзя сказать четко, виноват подрядчик или заказчик. Дело в том, что и заказчик, и подрядчик — это субъекты, которые находятся в одной коррупционной системе. Эта система и формирует такие правила. Не важно, кто там больше виноват — одни требуют откаты, другие завышают цену. Все играют по одним правилам. Это кормление всей системы снизу доверху, — добавил он.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров