Россиян сразила бриллиантовая лихорадка

20 января 2015, 09:36, ИА Амител

В декабре 2014 года спрос россиян на обработанные алмазы — бриллианты — вырос на 62% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Об этом "Известиям" рассказали на смоленском заводе "Кристалл" (самое крупное в России предприятие по переработке алмазов). В качестве инвестиций приобретать украшения с бриллиантами имеет смысл, только если они имеют историческую ценность, а камни — только максимального размера.

— В декабре 2014 года новогодний спрос на бриллианты — и камни, и ювелирные изделия — подскочил, — говорит Дмитрий Кунцев, гендиректор ООО "Ювелирная группа "Смоленские бриллианты" (продает бриллианты производства завода "Кристалл"). — Это связано в первую очередь с нестабильной экономической ситуацией в стране, ослаблением национальной валюты (в декабре биржевые курсы доллара и евро достигали 80 и 100 рублей соответственно; курсы ЦБ на 19 января: доллар — 65,17 рубля, евро — 75,86 рубля). При этом готовые ювелирные украшения, разумеется, пользовались более высоким спросом, на них прошлись более 50% продаж. Сертифицированные бриллианты приобретались скорее как предмет инвестиций. Цены на камни в обычно в пределах 9 тыс. — 1,5 млн рублей.

С прошлого кризиса стоимость карата обработанного алмаза выросла на 20%, но в 2014 году цена на обработанные алмазы снизилась. Цены сбивает Индия, которая гранит 80% всех алмазов мира, говорит эксперт по алмазно-бриллиантовому рынку из Rough & Polished Сергей Горяинов: местные огранщики получают дешевые госкредиты на покупку алмазов под залог сырья (те же российские банки не берут в залог алмазы) и пользуются дешевой рабочей силой.

— В целом в 2014 году индекс RapNet Diamond Index (RAPI, цены на бриллианты в мире и в России формируются на основании индекса и отчетов американской Rapaport Group) для бриллиантов весом 1 карат, или 0,2 г, упал на 8,7%, — говорит представитель "Кристалла". — RAPI для бриллиантов 0,3 карата снизился на 6,5%, а для камней 0,5 карата — вырос на 0,1%. Для драгоценных камней весом 3 карата RAPI опустился на 6,6%. В России в декабре 2014 года увеличился спрос на средние, весом в пару карат, и мелкие, весом в карат и менее, камни. Тут очевидное правило: при различных кризисных явлениях спрос уходит с дорогих позиций на более бюджетные — ювелиры в своем изделии камень в 1,5 карата заменяют камнем в центре в 0,5 карата и окружают его несколькими камнями в 0,1 карата. В итоге комбинация дает схожий визуальный объем, но по цене получается гораздо дешевле. Мы тоже подстраиваемся под рынок и сейчас выпускаем больше средних бриллиантов. Крупные камни придерживаем в реализации.

100% смоленского завода "Кристалл" принадлежит государству в лице Росимущества. "Кристалл" занимает 41% российского рынка бриллиантов и 1,3% мирового, 98% продукции компании идет на экспорт, 2% продается на российском рынке. По словам Горяинова, помимо "Кристалла" в России работают порядка 50 более мелких предприятий по переработке алмазов, большинство закупает алмазы у "Алросы" (добывает 97% российских алмазов). В "Кристалле" не стали раскрывать количественные и денежные значения по декабрю и IV кварталу 2014 года, отметив, что итоги будут подведены в марте. По итогам 2013 года "Кристалл" произвел 137,7 тыс. карат бриллиантов на $212 млн (масса бриллиантов измеряется в каратах, 1 г — это 5 карат). Выручка "Кристалла" от реализации бриллиантов составила $287,2 млн (159 тыc. карат).

Как отмечает Горяинов, средняя цена за необработанный якутский алмаз на 1 карат — $120–130.

— В 2015 году его стоимость увеличится еще на 6–7% из-за кризиса, — считает эксперт. — С прошлого кризиса 2008–2010 годов показатель вырос на 60%. Дело в том, что за последние 15 лет в мире не было открыто ни одного крупного месторождения алмазов: сокращение общей сырьевой базы способствует удорожанию товара. По прогнозам Rapaport Group, к 2025 году дефицит должен достичь по крайней мере 75 млн карат. Цены на бриллианты в России на несколько процентов отличаются от цен Rapoport, у "Кристалла" — в большую сторону, у якутских компаний — в меньшую.

Цена бриллианта в отличие от того же золота не зависит напрямую от веса: на стоимость обработанного алмаза также влияют цвет, качество огранки, чистота, пропорции, симметрия и качество поверхности. Небольшой бриллиант весом в 1 карат может стоить дороже камня в 10 карат, если характеристики последнего хуже.

— Так, камень с многочисленными недостатками в огранке может стоить на 50–60% дешевле, чем безупречный бриллиант с такими же массой, цветом и чистотой. Россияне ценят чистые и бесцветные бриллианты. Тут мы ближе по менталитету к Японии, а не к США: в США — главное масса, характеристики не так важны для покупателей, — говорит Кунцев.

Основные покупатели бриллиантов в России — профессиональные ювелиры и рядовые граждане. Положим, напуганному кризису россиянину удалось купить бриллиант. По законодательству РФ продать бриллиант могут организации и ИП, стоящие на специальном учете в Пробирной палате, и гражданину придется заплатить им комиссию, от нескольких процентов. В Пробирной палате "Известиям" заявили, что компании и предприниматели, чья деятельность связана с драгоценными камнями и металлами, получают свидетельство о постановке на учет через пять рабочих дней после подачи документов. Свидетельство выдается бесплатно, никаких дополнительных лицензий или аккредитации ни Пробирная палата РФ, ни Гохран (еще одно учреждение при Минфине, занимается в том числе сертификацией партии произведенных и ввезенных бриллиантов) не выдают. Если бриллиант продан без товарного чека и сертификата, продавцу-физлицу грозит штраф в несколько тысяч рублей по статье 19.14 КоАП. Если речь идет о крупном размере сделки (свыше 1,5 млн рублей), то успешный сотрудник правоохранительных органов сможет привлечь бриллиантового инвестора к уголовной ответственности по ст. 191 УК РФ ("Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга") или по статьям о незаконном предпринимательстве, говорит юрист Павел Смыслов.

Горяинов указывает, что вкладываться в бриллианты имеет смысл, если речь идет о покупке камня максимального размера — и то это инвестиции, горизонт которых краткосрочным не назовешь, подтверждает Кунцев.

— Сертифицированные бриллианты интересуют главным образом ювелиров и других инвесторов-коллекционеров. Но при немедленной продаже камней и тем и другим также идет потеря цены — 30–40% от стоимости нового бриллианта. Специальной площадки по реализации приобретенных бриллиантов в России нет, то есть о вторичном рынке говорить предельно сложно.

Что касается ювелирных изделий, то при сдаче украшения в ломбард а рамках договора займа клиент потеряет 50–60% от первоначальной цены своего драгоценного залога. Обладатель ювелирного изделия может поискать покупателя и сам, но ему опять же требуется свидетельство Пробирной палаты — формально даже чтобы продать сережки соседке, подчеркнул Павел Смыслов. Как правило, профессиональные участники рынка не связываются с теми продавцами, у которых нет свидетельства Пробирной палаты. Смыслов подчеркнул, что ни вторичного рынка бриллиантов, ни ювелирных изделий в России нет — есть "скупка". Перспективы ювелиров в 2015 году, по словам собеседника, более чем мрачные: магазины и так пустуют, а цены на импорт, который превалирует в рознице, взлетели.

Большие проблемы могут появиться уже на этапе покупки: до 50% российского рынка бриллиантов и ювелирных изделий — это "серый" рынок и контрафакт, и на прилавках часто можно встретить изделия с синтетическими бриллиантами из Китая.

— Их сложно отличить от настоящих, — говорит Горяинов. — Они изготавливаются из синтетических алмазов — не добытых на месторождениях, а выращенных искусственно на заводах. При этом синтетический алмаз в несколько раз дешевле добытого. Если же вы, полные недоверия, решили закупиться в зарубежных известных мировых сетях ювелирных магазинов, то покупать много украшений, особенно от 5–10 одинаковых, не стоит. Российские таможенники могут посчитать, что вы везете их на родину для продажи, и тогда придется заплатить 35% от суммы ввезенной ювелирки.

Кунцев подтверждает, что рынок заполнен фианитами и муассонитами, которые продают под видом бриллиантов. В случае покупки фианита под видом бриллианта — потеря стоимости составляет 99,99%, муассонита — 98%, синтетического бриллианта — от 30% до 80%. Инвестировать в ювелирные изделия с бриллиантами разумно, только если приобретаемое украшение имеет историческую, антикварную ценность, констатируют эксперты.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров