В госорганах оценят антикоррупционный этический климат

21 января 2015, 11:02, ИА Амител

В рамках государственной программы развития государственной гражданской службы в 2015–2018 годах предлагается проведение мониторинга этического климата в федеральных государственных органах. Как рассказали "Известиям" в Министерстве труда и социальной защиты, предполагается, что среди чиновников проведут социологический опрос о том, как они лично относятся к необходимости отчитываться о доходах и расходах, о происхождении своего имущества, недвижимости за рубежом и т. д.

— Одновременно с фиксацией формального соблюдения законодательства и его знания нужно понимать, что госслужащие в действительности думают и как они относятся к запретам или ограничениям, которые для них установлены. Для этого помимо фиксации внешних проявлений мы должны проводить определенные исследования, которые позволят выявить, насколько изменения в законодательстве, в сфере противодействия коррупции действительно воспринимаются и принимаются теми людьми, для которых они установлены. Другими словами, это социология, — рассказал директор департамента развития государственной службы Минтруда Дмитрий Баснак. — Здесь вопрос не в том, знает или не знает человек, что такие нормы есть, а в том, как он к этому относится, чтобы понять саму подноготную вопроса. Все, может быть, знают одно и то же — но насколько все готовы это соблюдать? Это нужно померить.

Исследование планируется открытым или частично открытым, но речь пока идет лишь о создании самого механизма мониторинга. Подобные инструменты используются в США при проведении социологического аудита, осуществляемого по заказу администрации президента, заинтересованной партии, губернатора отдельного штата и т. д.

Сама схема проведения подобных опросов будет подготовлена до конца этого года. В случае если госпрограмма развития госслужбы будет утверждена в этом году, то пилотные проекты по мониторингу этического климата в ведомствах планируется провести уже в 2016 году, а при успешности эксперимента такой социальный опрос коснется всех органов власти.

Помимо оценки личного мнения чиновников в ведомстве также предлагают проводить на регулярной основе оценку знаний антикоррупционного законодательства и навыков принятия решений в типовых этически спорных ситуациях госслужащих в подразделениях кадровых служб госорганов по профилактике коррупционных и других правонарушений. По этому вопросу первые предложения планируется подготовить до 15 июня этого года.

Согласно законодательству, определенные категории госслужащих и руководителей госкорпораций обязаны ежегодно декларировать доходы, имущество и расходы, если таковые превышают фактический заработок, с подробным обоснованием появления источника дохода. За последние пару лет нередко выявлялись случаи, когда государственные служащие ранга замминистра или руководителя федеральной службы просто не представляли свои декларации. В этом году были и случаи обоснования сведений об источниках средств в декларациях о расходах. Такие сведения указали чуть более 100 чиновников из всей вертикали власти. Однако конкретные данные привела только жена министра юстиции Александра Коновалова. В своей декларации о расходах она указала приобретение дома за 15,5 млн рублей. Остальные не указывали ни сумму приобретения, ни что именно они приобрели. Наказания за такой проступок в законе не предусмотрено, и чаще всего дело ограничивается устным предупреждением.

Губернатор Орловской области Вадим Потомский поддерживает инициативу ведомства.

— С моей точки зрения, проведение подобных опросов и социологических исследований является правильным шагом. Это напомнит ряду чиновников, в отношении которых выявлялись некие коррупционные взаимодействия, о том, что они должны осознавать, где работают и основную цель своего появления на работе, потому что некоторые не осознают этого, — отметил Вадим Потомский.

Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский считает, что подобный мониторинг нужно развернуть в более широком формате.

— Такой инструмент нужен. Однажды я выступал среди управленцев среднего звена в одном из районов Курской области. Разговор шел о ситуации в системе управления. Тогда было отмечено, что понятие "чиновник" сразу же идет в связке со словом "коррупция". Конечно, есть примеры, когда эти слова идут вместе, но есть и люди, которые за небольшую плату занимаются управленческими делами. На мой взгляд, не надо всё сводить к теме коррупции. Необходимо послушать мнения самих госслужащих и проанализировать то, как они видят свое место и роль во всей системе, — считает Валерий Рязанский.

Эксперты, опрошенные "Известиями", в целом положительно оценивают планы Минтруда по введению подобного мониторинга, однако предлагают иные подходы.

— Такой механизм — только для просмотра общего климата, и то если это будет правдой. Я не очень уверен, что госслужащие будут искренне отвечать на вопросы. На самом деле коррупция сосредоточена в определенных узловых точках. Она не по всей стране, потому что когда мы так говорим, то размазываем всё по очень большой плоскости и делаем какую-то усредненную составляющую, которая на самом деле портит всем настроение, что, в свою очередь, приводит к тому, что мы перестаем сами в себя верить. Произошло так, что мы все попадаем под коррупцию, поэтому тут нет какой-то истинной оценки и нет возможности выяснить, кто конкретно в этом виноват. Антикоррупционная деятельность должна быть в узловых местах власти, там, где она и сосредоточена. Мне кажется, что именно в эти места власть и не дает доступа и всячески пытается путем опросов и массовых проверок, контроля и так далее замять этот вопрос, — полагает бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что ведомству необходимо провести два исследования — закрытое и публичное.

— Есть две разные задачи. Во-первых, необходимо реально узнать результаты коррупционной борьбы и реакцию на них со стороны чиновников. Это должно быть закрытое исследование с фокус-группой, и оно обязательно должно быть анонимным. Во-вторых, это уже публичная часть, она связана с информационной поддержкой антикоррупционной компании, нужно узнать реальное положение дел и выработать стратегию дальнейшей компании и параллельно провести демонстрацию поддержки антикоррупционной компании среди чиновников. Так что здесь должно быть два разных исследования, — пояснил Дмитрий Абзалов.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров