ЕГЭ по русскому языку: модернизация или деградация?

27 февраля 2015, 08:20, ИА Амител

ЕГЭ по русскому языку: модернизация или деградация? Доцент СмолГУ Леонид Каянди взял на себя труд сравнить ЕГЭ образца 2014 года с новой системой заданий, предлагаемой разработчиками экзамена.

Материал для сравнения он взял с сайта ФИПИ и из методических пособий под редакцией Н.А. Сениной (они допущены Министерством образования к использованию при подготовке к ЕГЭ). Он выяснил, что при сохранении прежнего времени на выполнение экзаменационной работы (210 минут) общее количество заданий уменьшится на треть, а заданий высокой сложности (раньше они шли под литерой В) будет сокращено почти в три раза (с восьми до трех). Без изменений остается только сочинение, за которое по-прежнему дается самый высокий балл. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться и с другими его выводами.

Если подходить к заданиям формально, то они, конечно, стали сложнее: теперь в каждом из них не один, а несколько правильных ответов, и получить балл путем гадания у нерадивого ученика теперь вряд ли получится. И этим не устают козырять ни министр образования Игорь Ливанов, ни его подчиненные.

Только об одном они умалчивают: для выполнения основной массы заданий старшеклассникам теперь достаточно самых скромных познаний в родном языке. По сравнению с прошлыми годами из ЕГЭ удален целый блок заданий, которые требуют от ученика владения базовыми лингвистическими понятиями и умения применять эти теоретические знания на практике. По мнению Минобра, современным выпускникам ни к чему знать части речи, способы словообразования, типы подчинительной связи в словосочетании, виды односоставных предложений, типы связи простых предложений в составе сложного. Может быть, кто-то из читателей и подзабыл только что названные понятия, но поверьте: когда вы заканчивали школу, они отлетали у вас от зубов!

В ЕГЭ нового формата осталось только одно задание, которое требует от учащегося владения грамматическими терминами и понятиями (оно стоит под номером семь). В нем требуется найти соответствие между данными предложениями и описанием грамматической ошибки. Чтобы это испытание понять и выполнить, нужно отличать подлежащее от сказуемого, неполные предложения от односоставных, предложения с однородными членами от сложносочиненных и т. д. И... все!

Единственное достоинство нового ЕГЭ можно усмотреть в известной оптимизации однотипных заданий. Из прошлогоднего варианта экзамена устранены три задания, которые касаются бессоюзных сложных предложений, анализа логики текста и средств связи в нем. Все они имели свои дуплеты среди других заданий ЕГЭ, в целях оптимизации ими действительно целесообразно было пожертвовать.

Чем же вызвано "перекраивание" ЕГЭ по русскому языку? На этот вопрос есть два ответа. Один - официальный, от Министерства образования, другой - экспертный, "от здравого смысла".

Министр образования Игорь Ливанов озвучивает не лишенную правдоподобия версию о том, что новый ЕГЭ позволит более тщательно и объективно проверить знания выпускников школы. Это, дескать, станет возможно благодаря упразднению заданий, где нужно из четырех вариантов ответа выбрать один верный. Звучит резонно. Однако многие независимые эксперты в сфере образования (например, Александр Привалов) не устают отмечать, что Министерство образования занимается чем угодно, кроме самого главного – содержания образования. Повышение эффективности образования при таком подходе сводится к увеличению среднего балла по ЕГЭ. Логика тут проста: чем выше этот средний балл, тем эффективнее работает школа и каждый отдельный учитель, тем совершеннее вся система образования.

В прошлом году с результатами ЕГЭ по русскому языку случилась катастрофа. Более четверти выпускников сдало экзамен ниже минимального балла, и Министерство образования вынуждено было постфактум снижать планку удовлетворительной оценки, чтобы избежать всероссийского скандала. Минобр фактически узаконил "двойку" как достаточный выпускной балл.

Что в этом году средние показатели ЕГЭ будут значительно лучше прошлогодних, практически нет никаких сомнений. Убеждают в этом не только заниженные до предела требования к выпускнику, но и высокие (по сравнению с прошлыми годами) результаты пробных экзаменов. Среди них практически нет "двоешных" работ и очень много приближающихся к 90 баллам.

По мнению независимых экспертов в сфере образования, основная проблема – его предельная забюрократизированность. Нужно не перетряхивать злополучные экзаменационные задания, а всерьез заняться содержанием образования, т. е. начать учить, а не "натаскивать" к сдаче ЕГЭ, попутно заваливая учителей неподъемными формами отчетности.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров