В Госдуме предлагают сажать за рейдерство

27 февраля 2015, 09:58, ИА Амител

Депутаты Госдумы Иван Сухарев, Антон Ищенко и Сергей Каргинов (все — ЛДПР) подготовили проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации", предполагающий введение новой уголовной статьи "Присвоение прав на владение и управление юридическим лицом и (или) его активами" (текст имеется в распоряжении "Известий"). По мнению парламентариев, изменения в уголовном законодательстве позволят более эффективно противодействовать рейдерству. 

Согласно предлагаемой статье, присвоение прав на владение и управление юридическим лицом или его активами путем незаконного приобретения права владения, пользования или распоряжения долями будет наказываться лишением свободы на срок от 3 до 5 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей. Если преступление совершено с использованием служебного положения или в крупном размере, то предусмотрено наказание уже на срок от 5 до 8 лет со штрафом в размере до 5 млн рублей или конфискацией имущества. Если же преступление, предусмотренное данной статьей, повлекло за собой угрозу безопасности общества или государства, а равно причинение ущерба государству в особо крупном размере, то предлагается наказание в виде лишения свободы сроком от 10 до 20 лет с конфискацией имущества.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, необходимость внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство обусловлена тем, что с 1990-х годов в сфере перераспределения коммерческой собственности сложился и активно развивается сектор криминальной деятельности, в котором имущество хозяйствующих субъектов незаконным путем вопреки воле их учредителей или органов управления переходит в собственность других лиц, то есть фактически захватывается.

Такое явление получило название "рейдерство". Основными факторами его возникновения стали существенные упущения на первоначальном этапе проведения реформ в социально-экономической, политической, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, значительное ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство законодательно-правовой базы в Российской Федерации. Рейдерство как вид преступной деятельности, приобретя организованный характер, совершается с использованием пробелов в действующем законодательстве, опирается на коррупцию, применение государственных, административных и силовых ресурсов и представляет реальную угрозу экономической безопасности России.

Депутаты уверены, что для повышения эффективности борьбы с этим явлением следует отнести такие деяния к категории тяжких преступлений со всеми вытекающими последствиями для виновных лиц.

В настоящее время в Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствуют статьи, предусматривающие дифференцированные санкции за такой вид преступлений. Летом 2010 года уже был принят ряд антирейдерских поправок в уголовное законодательство, но проблему они так и не решили, поскольку внесенные изменения не позволяют в полной мере классифицировать преступление, а наказания, предусмотренные действующими статьями, довольно мягкие.

Так, в соответствии со ст. 185.2 УК РФ "Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги" устанавливается ответственность за внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишения свободы на срок до 2 лет. Умышленное уничтожение или подлог документов наказываются штрафом в размере до 300 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности.

Также изменения, вступившие в силу в 2010 году, коснулись ст. 170.1 УК РФ "Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг", согласно которой за представление в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов с ложными сведениями в целях, направленных на приобретение права на чужое имущество, предусматривается штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 100 тыс. рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

В 2002 году в России было зафиксировано 1,87 тыс. рейдерских захватов, в 2008 году их было уже более 3 тыс. Затем последовал резкий спад: в 2010 году следователи получили всего 69 сообщений о рейдерских захватах, в 2011-м — около 400. Согласно данным Следственного комитета, опубликованным на официальном сайте, в 2013 году сотрудниками комитета завершено расследование 104 дел о рейдерских захватах.

Соавтор законопроекта, член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев пояснил "Известиям", что эта проблема стоит уже давно и парламентарии не раз указывали на необходимость ее решения. Депутат отметил, что рейдерство — это угроза национальной безопасности России, которая также является рассадником коррупции.

— В каждом регионе действует так называемая группа рейдеров и моя родная Башкирия не исключение. Хищение активов являются крайне опасным явлением, с которым необходимо бороться, а меры, которые имеются, эффективно противостоять этому не могут. Мы предлагаем достаточно серьезную меру ответственности за совершение подобного рода преступлений — до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Последствия рейдерства просто катастрофические: предприятия закрываются, рабочие теряют свои места, объекты, которые стоят миллиарды уходят по ценам в несколько раз ниже рыночных, а бюджет не досчитывается колоссальных средств, — сказал Иван Сухарев. 

Парламентарий добавил, что введение предлагаемых норм будет не единственным антирейдерским законом, а предполагается комплексный подход, чтобы закрыть любые возможные лазейки для преступников.

Коллегу по комитету поддержал и депутат из фракции "Единая Россия" Рафаэль Марданшин. По его мнению, если предлагаемые нормы помогут противодействию такому явлению, как рейдерство, то законопроект стоит поддержать. 

— Само по себе рейдерство — это пережиток лихих 1990-х годов. Но если тогда оно было в форме откровенного разбоя, сопряженного с вымогательством, то теперь рейдеры научились действовать в правовом поле, используя различные лазейки и бреши в законодательстве. В любом случае мы рассмотрим законопроект и при необходимости его поддержим, — заявил депутат.

По мнению руководителя проекта No-corruption.ru Владимира Осечкина, давно пора ввести в Уголовный кодекс санкции против рейдеров, потому что сегодня эти преступления камуфлируются, как правило, под обыкновенное мошенничество, наказание за которое при первой судимости — условное.

— За последние 10 лет из-за коррупции и рейдеров тысячи предпринимателей лишились созданных ими налаженных бизнесов, имущества, веры в справедливость. При этом очевидно, что в большинстве рейдерских схем принимают участие недобросовестные силовики и судьи. Наказание за рейдерство должно стать неотвратимым и суровым, предлагаемая депутатами мера способна будет остановить отъем собственности у предпринимателей, — подчеркнул Владимир Осечкин.

Бывший член комиссии Торгово-промышленной палаты РФ, эксперт по мониторингу и противодействию противоправным поглощениям предприятий Юрий Борисов считает, что очередной закон не сыграет существенной роли из-за коррупционной составляющей таких преступлений.

— Еще на комиссии я выступал против дублирования законов, поскольку это открывает очередные лазейки для коррупционеров. На самом деле вопрос стоит в правоприменении — если нанятый ЧОП громит оргтехнику и бьет стекла, а ему даже не предъявляют статью "Хулиганство", то это говорит об очень многом. Тем более что рейдеры стали гораздо хитрее и обзавелись вместо бригад крепких парней армией юристов и купленных представителей профильных органов. Поэтому нужно не закон создавать, а сделать так, чтобы работали существующие. А с этим, к сожалению, большая проблема, — рассказал эксперт. 

Как уже сообщало ИА "Амител", согласно ведомственной статистике Следственного комитета, МВД и Генпрокуратуры, число заявлений о рейдерстве выросло в пять раз. Источники в МВД признают, что эффективно бороться с рейдерам им не позволяет несовершенное законодательство. Например, попытка силовиков провести на предприятии антирейдерскую проверку зачастую воспринимается как вмешательство в его хозяйственную деятельность. Кроме того, Генпрокуратура особо отметила, что, например, рейдерством не является попытка перераспределения прав собственности между сложившимися руководителями и акционерами, изначальными соучредителями предприятия. По закону это уже не рейдерство, а конфликт интересов.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров