Роскосмос будет отправлять к МКС меньше кораблей

Космическое ведомство намерено уменьшить объем производства транспортных беспилотных космических кораблей серии «Прогресс»

21 апреля 2015, 10:44, ИА Амител

В рамках новой федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП) Роскосмос собирается уменьшить объем производства транспортных беспилотных космических кораблей серии "Прогресс". Вместо четырех кораблей в год их производителю — королёвской РКК "Энергия" — будут заказывать по три "Прогресса" в год. По словам собеседника "Известий" в Роскосмосе, главная причина — снижение спроса на транспортировку грузов к МКС со стороны партнеров по проекту.

В 2011–2012 годах к МКС запускали по 5–6 "Прогрессов" в год — к тому времени программа Space Shuttle была уже свернута, а программа "Коммерческая орбитальная транспортировка" (COTS), в рамках которой NASA поощряла частных перевозчиков, еще не дала результатов. Сейчас грузы на космическую станцию регулярно возят корабли Dragon компании SpaceX, а также Cygnus компании Orbital Sciences. Соответственно спрос на "Прогрессы" уменьшился. В то же время в Роскосмосе утверждают, что три корабля в год — это минимум, ниже которого заказ не опустится: только "Прогрессы" сегодня способны выполнять роль бензовозов, снабжая МКС топливом, — каждый корабль способен доставить на орбиту порядка 1 т горючего.

В РКК "Энергия" от комментариев воздержались.

— Американцы совершенствуют свою систему доставки с каждым пуском, и, соответственно, нагрузка на российские корабли падает, — констатирует Юрий Коптев, глава научно-технического совета Роскосмоса. — Можно надеяться, что в скором времени они смогут обеспечивать на регулярной основе не только доставку, но и возвращение на Землю достаточно больших объемов грузов. 

Возможность возвращать грузы на Землю в специальной капсуле — уникальная конструктивная особенность корабля Dragon: ни российский "Прогресс", ни американский Cygnus не могут доставлять грузы в оба конца.

Спустя несколько лет схожая ситуация возникнет в сфере пилотируемых полетов к МКС, где пока Россия пользуется монопольным положением. В планах NASA — доверить частным перевозчикам доставку астронавтов к МКС начиная с 2018 года. Для этого будет использоваться пилотируемая версия корабля Dragon, которая сейчас разрабатывается, а также корабль CST-100, разрабатываемый корпорацией Boeing.

"В связи с реализуемыми планами американских коммерческих компаний по созданию пилотируемых кораблей монополия России на рынке пилотируемых космических полетов прогнозируется недолговечной, — говорится в отчете РКК "Энергия" за IV квартал 2014 года. — Компенсировать падение спроса на пилотируемые транспортные корабли типа "Союз" после 2018 года предполагается за счет возобновления кратковременных экспедиций на российский сегмент МКС на коммерческой основе". 

В прежние годы Роскосмос имел дело с космическими туристами время от времени — с 2001 по 2009 год на "Союзах" к МКС летали восемь человек. Затем туристическая программа была свернута, так как на станцию стали возить астронавтов. Место для певицы Сары Брайтман, очередной космической туристки, нашлось благодаря тому, что стартующие к МКС 27 марта Михаил Корниенко и Скотт Келли проведут на станции год вместо обычных шести месяцев, поэтому в "Союзе", который будет менять экипаж в августе этого года, будет свободное место.

По данным компании Space Adventures, занимающейся маркетингом туристических полетов в космос, полет Сары Брайтман обойдется ее спонсорам в $52 млн. Летавший перед ней к МКС туристом основатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте в 2009 году платил $35 млн.

По мнению экспертов полностью компенсировать потери от грузовых перевозок на МКС за счет туристов России не удастся. 

— Спрос на такого рода туры к МКС вряд ли будет устойчивым, — отмечают они.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров