Для улучшения жизни не обязательно нужен высокий ВВП: исследование

Исследование бросает вызов общепринятым представлениям о росте мировой экономики и выявляет новые факторы, влияющие на благосостояние населения

29 мая 2015, 12:51, ИА Амител

Россия входит в 40% стран с самыми высокими показателями благосостояния населения, однако развитие должно быть более динамичным. Об этом пишет ВестиФинанс.

 Отчет "Почему благосостояние должно быть двигателем стратегии роста" выявило новый глобальный "разрыв": более половины населения мира живет в странах, которые отстают по основным показателям устойчивого развития. Последнее исследование, проведенное с использованием системы оценки устойчивого экономического развития (Sustainable Economic Development Assessment - SEDA), бросает вызов общепринятым представлениям о росте мировой экономики и выявляет новые факторы, влияющие на благосостояние населения.




Более половины населения нашей планеты живет в странах, отстающих от остального мира по четырем основным показателям устойчивого развития: равенству доходов, гражданскому обществу, управлению и экологии. Этот глобальный "разрыв" - лишь один из ключевых выводов нового отчета The Boston Consulting Group (BCG).

Отчет "Почему благосостояние должно быть двигателем стратегии роста" основан на последнем исследовании мирового экономического роста, которое было проведено с использованием разработанной BCG системы оценки устойчивого экономического развития (Sustainable Economic Development Assessment - SEDA). Эксперты BCG измерили относительное благосостояние 149 стран, показатели конвертации богатства в благосостояние и индикаторы в социальной и экономической сферах . Результаты, полученные в этом году, не только демонстрируют увеличение глобального "разрыва", но и бросают вызов традиционным представлениям о прогнозируемых моделях роста для стран со средним доходом.

Россия по текущему уровню благосостояния в период 2006-2013 г. находится во втором квинтиле, куда включены 20% стран с высоким уровнем благосостояния, но все же незначительно отстает от среднемирового уровня преобразования богатства в благосостояние населения.

В динамике в этот период Россия демонстрирует средние показатели и входит в третий квинтиль. Показатель текущего уровня благосостояния SEDA для России составил 54,74 из возможных 100 баллов, что выше среднего мирового уровня (43,1 балла). Однако коэффициент отношения богатства к благосостоянию составил только 0,86 по сравнению со среднемировым 1,0, что свидетельствует об отставании России по способности преобразовывать богатство в благосостояние населения. Другими словами, в России каждый процент увеличения богатства на душу населения повышает его благосостояние на 0,86%, в то время как в среднем по миру эти величины примерно равны.

В странах, сопоставимых с Россией по площади и развитию экономики (БРИКС, Малайзия), происходят аналогичные процессы реорганизации и улучшения инвестиционного климата. Так, Бразилия (0,98), Китай (1,01), Индия (1,04), Малайзия (0,92) и Россия имеют сравнимый коэффициент преобразования богатства в благосостояние.

Сергей Перапечка, директор московского офиса BCG, отметил:

"Новый отчет SEDA, уже третий по счету, сохраняет высокую актуальность как измеритель эффективности развития страны. Россия удерживает относительно хорошие позиции в сравнении с другими странами, есть улучшения, однако есть и фактор "ловушки среднего дохода", когда страна не показывает высокой динамики, выйдя на средний уровень. Есть над чем работать."

Вместе с тем в динамике Россия достаточно хорошо осуществляет конвертацию роста богатства в рост благосостояния - с коэффициентом 1,1. Это значит, что благосостояние улучшается быстрее, чем прирастает уровень богатства. Таким образом, при текущем среднем росте экономики в 2006-2013 годах на уровне 2,9%, в среднем Россия показала рост благосостояния, характерный для стран со средним темпом экономического роста на уровне 4,5%.

Анализ отдельных компонентов статического показателя SEDA демонстрирует, что на 2013 год по текущему уровню экономической стабильности, дохода и занятости населения Россия существенно превышает среднемировые значения: 68 против 76, 35 против 17 и 88 против 63 соответственно. Однако в динамике в период 2006-2013 г. Россия опережает лишь один из данных трех среднемировых показателей: экономическая стабильность на уровне 71 против 45 в среднем по миру.

Негативное влияние на общий российский показатель SEDA оказывают результаты по категориям управление (уровень коррупции, политическая стабильность и др.) и равенство доходов (распределение экономических выгод и возможностей между жителями страны). Так, текущий показатель SEDA по качеству управления составляет 23 при медианном уровне 40 баллов. Для сравнения, в Польше качество управления составляет 71 балл. Кроме того, динамика по показателю качества управления в России ниже общемирового уровня (54 против медианного значения 57,7), что в перспективе может привести к ухудшению данного показателя.

Ситуация с равенством дохода аналогична. Разрыв уровней доходов разных групп населения России не сокращается, а наоборот, растет – богатые становятся богаче, а бедные – беднее. Также анализ показывает, что страны с аналогичными показателями ВВП на душу населения (21 000 долл. США - 26 000 долл. США) – это Венгрия, Польша, Литва, Греция - имеют более высокий уровень благосостояния.

Примечательно, что параметр "образование" находится на высоком текущем уровне относительно среднемирового, 72 против 51, однако данные по динамике значительно ниже, и есть риск дальнейшего ухудшения результатов. Так, российский показатель динамики составил лишь 51 балл по сравнению с 67,7 баллов или Польши – 78 баллов.

Некоторые основные выводы исследования:

• Наилучшие показатели "перехода" экономического роста в благосостояние населения демонстрирует Польша.

• Самые высокие результаты с точки зрения существующего уровня благосостояния показали Сингапур и страны Северной Европы.

• Германия опережает США в плане "перехода" богатства и экономического роста в благосостояние.

• Руанда и Эфиопия занимают самые высокие места с точки зрения улучшения благосостояния, а африканские страны, расположенные южнее Сахары – как группа – делают весьма существенные шаги вперед в сфере здравоохранения.

В предисловии к рассматриваемому отчету лауреат Нобелевской премии по экономике Майкл Спенс отметил, что цели устойчивого развития, которые будут согласованы Организацией Объединенных Наций в сентябре этого года, будут в основном сосредоточены на двух основных моментах – социально-экономической интеграции и экологической устойчивости.

Майкл Спенс пишет:

"Для того, чтобы достичь необходимого уровня благосостояния, страны должны демонстрировать такие темпы экономического роста, которые будут обеспечивать и социальную интеграцию, и экологическую устойчивость. Важность решительных, всеобъемлющих усилий в этой сфере нельзя переоценить, и мне приятно видеть тот вклад, который вносит в работу этот отчет, разработанный экспертами по стратегии и благосостоянию населения".

SEDA определяет благосостояние посредством трех элементов (экономика, инвестиции и устойчивость), в состав которых входят десять основных сфер, или измерений, в том числе экономическая стабильность, здравоохранение, методы управления и экология. В целом, в процессе исследования было учтено примерно 50 000 частных значений. SEDA предполагает два подхода к оценке стран: на основании существующего моментного уровня благосостояния, и как исследование недавних изменений благосостояния, произошедших в период с 2006 по 2013 гг.

Предупреждения об опасности и "ловушка среднего дохода"

Экология. Результаты, полученные специалистами BCG, указывают на существование определенной негативной связи между экономическим ростом и экологией, со всей ясностью демонстрируя, что страны с высокими темпами роста экономики нередко достигают их за счет нанесения ущерба окружающей среде.

Глобальный "разрыв" в устойчивости. Как элемент, устойчивость обладает четырьмя измерениями: равенство доходов, гражданское общество, управление и экология. Страны с высоким уровнем устойчивости – такие как Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция – характеризуются и наиболее положительными изменениями. При этом страны, демонстрирующие самые низкие показатели (например, Пакистан), отстают от лидеров все больше. Этот расширяющийся разрыв ставит перед нами вопросы о том, что требуется для повышения устойчивости, и что можно сделать для того, чтобы помочь отстающим наверстать упущенное.

Страны со средним доходом. К 2013 г. страны со средним доходом – ВВП которых на душу населения в 2006 г. составлял от 1000 до 6000 долларов США – демонстрируют более положительные изменения в плане благосостояния, чем страны с более низким доходом. Это открытие предупреждает нас о недостаточном улучшении ситуации в странах с низким доходом и указывает на возможность того, что активно обсуждаемое экспертами понятие "ловушки среднего дохода" – согласно которому после достижения среднего уровня дохода страны начинают демонстрировать отсутствие роста – нельзя применять при рассмотрении траектории развития стран через призму благосостояния.

Рассматриваемое исследование также выявило ряд новых лидеров в сфере благосостояния:

• Самые высокие общие показатели недавних изменений в сфере благосостояния продемонстрировала Руанда.

• Девять из десяти стран с самым высоким текущим уровнем показателей SEDA расположены в Западной Европе. Единственной неевропейской страной в первой десятке стал Сингапур. Лидером, как и в предыдущие годы, остается Норвегия.

• Польша выделяется показателями существующего уровня и недавних изменений, занимая первое место с точки зрения соотношения экономического роста и благосостояния – коэффициента, который показывает, насколько хорошо страна может "преобразовывать" экономический рост в благосостояние населения.

• Африканские страны, расположенные южнее Сахары, как группа большие успехи в сфере здравоохранения. Более того, в рассматриваемом регионе находятся 19 из 20 стран с наилучшими показателями недавних изменений в сфере здравоохранения, что отражает как внутренние приложенные усилия, так и помощь извне. При этом, однако, упомянутые страны пока не могут догнать остальной мир в прочих ключевых инвестиционных измерениях, а именно в образовании и инфраструктуре.

• Одной из немногих стран, демонстрирующих крайне положительные недавние изменения в экономике и инвестициях, стала Индонезия.

SEDA также приводит примеры того, что страны с сопоставимыми темпами роста могут достигать очень разных результатов в сфере благосостояния. Так, например, США и Германия в течение изучаемого периода продемонстрировали одинаковый темп экономического роста (примерно на 1,1% в год), но при этом Германия характеризуется намного более высокими показателями его "перехода" в улучшение благосостояния: в данной сфере были достигнуты такие успехи, каких можно было бы ожидать от страны с экономическим ростом более 6% в год. США же, напротив, продемонстрировали показатели, которые могли бы быть скорее свойственны стране, экономика которой растет менее чем на 1% в год.

Дуглас Бил, партнер BCG, который возглавляет работу по изучению глобального экономического развития в государственном секторе и является одним из авторов отчета, отметил:

"По мере того как мир оправляется от глобального кризиса, правящие круги все больше сосредотачиваются на том, как обеспечить более устойчивые высокие темпы экономического роста в своих странах. При этом лидеры должны открыть новую эру и сконцентрировать свои основные усилия не только на достижении роста ВВП, но и на благосостоянии населения. Наша оценка показывает, что для улучшения жизни граждан совсем не обязательно нужен высокий ВВП, и страны, сосредотачивающиеся именно на благосостоянии, судя по всему, достигают более существенных успехов на различных фронтах".

Энрике Руэда-Сабатер, старший экономический консультант BCG, один из авторов отчета и бывший директор по стратегии Всемирного банка, говорит:

"Если рассмотреть экономический рост через призму благосостояния, то мы увидим в новом свете целый ряд глобальных моделей развития, которые нельзя заметить, рассматривая один лишь ВВП. Некоторые из них ставят перед нами фундаментальные вопросы о том, что нужно сделать для того, чтобы богатство и экономический рост обеспечивали устойчивое развитие как в рамках отдельных стран, так и во всех странах сразу".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров