Троллейбусом в Новоалтайск: все подробности создания Барнаульской агломерации

11 июня 2015, 15:12, ИА Амител

Барнаульская агломерация три года как уже создана, а обещанные  троллейбусы между Новоалтайском и Барнаулом до сих пор еще не курсируют. Почему? В этом вопросе разбирались наши коллеги из "Алтайского портала недвижимости". Предлагаем читателям ИА "Амител" этот интересный материал. 

барнаульская агломерациябарнаульская агломерация

Скоро сказка сказывается… А мега-проекты на широкую прямую дорогу выходят не сразу. Решение о создании Барнаульской агломерации было принято еще в 2009-м, три года как она создана. Кажется, пора уже спросить: а где свершения? Где реализованные проекты развития?

Исполнительный директор агломерации Анатолий Кропов считает, что всему свое время. За пять лет сделано главное – Барнаульская агломерация состоялась, решены все организационные вопросы, избрано руководство, разрабатываются крупные инфраструктурные проекты.

Почему до сих пор не реализованы?

Так потому и не реализованы, что крупные, дорогостоящие. Без господдержки не осилить даже объединением возможностей трех входящих в агломерацию муниципалитетов – Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района. Хотя частные инвестиции в проект уже потекли в виде строящегося микрорайона "Демидов-Парк", будет ли открыто федеральное финансирование агломераций – сегодня это вопрос номер один.


Хотя нет, первостепенной, главной задачей, считает Анатолий Кропов, все же является введение в российское законодательство самого понятия "агломерация". Удивительно, но официально агломераций в стране не существует. Стало быть, не существует и адресата господдержки. На Всероссийской конференции по развитию агломераций, состоявшейся 22 мая в Новосибирске, только об этом и говорили.

"Раз нет юридического понятия агломерации, то нет и соответствующих законодательных документов, позволяющих агломерациям полноценно работать, - считает Анатолий Кропов.

Барнаульская агломерация сможет на полную заработать не раньше, чем на федеральном уровне будет сформирована соответствующая законодательная база"По мнению директора Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития России Елены Чугуевской, на это может уйти года два.

Более точные сроки назвать никто не возьмется. Ведь вы же понимаете, что после разработки законопроекта он должен пройти процедуру согласования в Правительстве, во множестве инстанций, после чего его отправят на утверждение в Госдуму.

Но важно другое, считает Кропов, а именно, заинтересованность Правительства, конкретно Минэконома в развитии агломераций. Конференция для того и была проведена, чтобы услышать мнения с мест о том, по какому пути идти, какой вариант развития буде наиболее эффективным и оптимальным. Кроме того, Департамент стратегического и территориального планирования Министерства дал оценку каждой из существующих на сегодня агломераций.

"Свою оценку получила и Барнаульская агломерация, - рассказал Кропов "Алтайскому строительному порталу". - По мнению Москвы, мы выглядим весьма и весьма прилично".

Что это и зачем

Создание городских агломераций – обычное для всего цивилизованного мира дело. Свою экономическую эффективность уже они давно всем показали. Само слово "агломерация" переводится с латинского как "накопление" (agglomerare — присоединять, накоплять). В агломерацию, как правило, объединяются муниципальные образования, территориально друг к другу близкие, с уже существующими связями – экономическими, культурными, транспортными, рекреационными. Объединяются с тем, чтобы эти связи многократно укрепить к взаимной выгоде. Если взаимного интереса нет, агломерация быстро развалится. Новое территориальное образование должно соответствовать совершенно определенным требованиям. Не получится создать реально действующую агломерацию, если между территориями не существует маятниковой миграции (в одном населенном пункте люди работают, а живут в другом), если нет общей транспортной инфраструктуры, не налажено регулярное сообщение между всеми муниципалитетами, а транспортная доступность превышает 1,5 часа. Третье непременное условие – высокая плотность расселения на объединяющихся территориях. Всем этим требованиям Барнаульская агломерация соответствует.

Главная задача агломерации – повышение уровня и качества жизни людей, проживающих в объединившихся муниципалитетах. В нашем случае это, напомним, Барнаул, Новоалтайск и Первомайский район

Чтобы муниципалитеты стали интересны друг другу, у каждого должно быть свое преимущество перед остальными. В привлекательности Барнаула для жителей Новоалтайска и соседнего сельского района сомневаться не приходится. Это не только крупный промышленный, но также образовательный и культурный центр края, безусловный центр притяжения для всех жителей региона. Преимущество Новоалтайска – логистический потенциал, большие возможности в сфере жилищного строительства, а также развитая транспортная инфраструктура. Значительный потенциал в сфере жилищного строительства, но уже коттеджных поселков, имеет Первомайский район.

В большой степени этот потенциал уже реализован, но на территории района появляются (или только планируются) все новые и новые коттеджные поселки, возможности далеко не исчерпаны, так как желание барнаульцев поселиться за городом возрастает. Администрации вхождение района в агломерацию безусловно выгодно, так как для наращивания темпов малоэтажного строительства нужна инженерная и транспортная инфраструктура. Своими силами ее не построить, да и у застройщиков возможности, как правило, ограничены.

Казалось бы, в развитии малоэтажного строительства заинтересован Барнаул (мэрии ведь надо отчитываться о росте объемов ввода жилья, решать квартирный вопрос горожан). Но – нельзя! По существующему законодательству муниципалитет не имеет права из бюджетных средств финансировать реализацию проекта на территории другого муниципалитета, пусть даже это жизненно необходимо.

"Мы не имеем права рублем выступить за территорию муниципального образования. Это будет немедленно расценено как нецелевое расходование средств, - говорит Анатолий Кропов

– К примеру, надо нам подтянуть газовую трубу к правобережной части, а там уже земли Первомайского района и Новоалтайска. Есть, конечно, вариант решения, например, через создание паевых обществ, но тут другие сложности возникнут – с оформлением права собственности, например. Не избежать крайне длительной процедуры согласования". Как результат, о строящихся площадях того же "Демидов-Парка" отчитываться будет не Барнаул а Новоалтайск. но это "пока".

Эксперты утверждают, что объединение потенциалов трех муниципалитетов даст кумулятивный эффект. Возможности экономического роста для каждой территории возрастут. Правда, многое зависит от компетентности властей, от эффективности работы Межмуниципального совета Барнаульской агломерации. Придется учитывать в планах развития не только свои интересы, но также и интересы других членов ассоциации.

Идея агломерации - в эффективном взаимодействии муниципалитетов, когда потенциал каждой территории раскрывается общими усилиями всех участников. "Задача агломерации – организация и реализация прежде всего структурных проектов, способствующих развитию территории", - считает Анатолий Кропов.

Новоалтайск готов предоставить свои свободные территории для переноса из Барнаула действующих производств или строительства новых

Например, логистических центров. Новоалтайск – очень перспективный транспортно-логистический узел. Кстати, один такой центр уже строится компанией бизнесмена Ракшина.

Первомайский район рассчитывает на то, что агломерации поможет в решении актуальных транспортных проблем. Будут дороги – барнаульцы еще активнее станут переезжать в сельскую местность, покупать дома как в деревнях, так и строить их в коттеджных поселках.

Для жителей сельского района это дополнительные рабочие места на стройке, а также на предприятиях придорожного сервиса, которые также будут активнее открываться. Фермерам будет проще реализовывать свою экологически чистую продукцию. Все ж таки на своей территории торговать – не то, что на барнаульских рынках, где ты чужак.

ремонт мостаремонт моста

Есть 4, а надо 15

Одна из главнейших общих задач участников агломерации – развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Первым и, к сожалению, так пока и не реализованным, стал проект троллейбусного сообщения между Барнаулом и Новоалтайском.
Финансирование проекта было предусмотрено еще в бюджете Барнаула на 2013 год.

Однако город смог купить пока только четыре троллейбуса, а надо, по словам Кропова, штук 15, чтобы запустить маршрут
 А где сразу взять больше сотни миллионов? Без господдержки тут долго копить придется. Пока же те четыре троллейбуса выходят на городские маршруты. Как сообщил "Алтайскому строительному порталу" Анатолий Кропов, троллейбусный проект будет готовиться к презентации в Минэкономразвития. Когда это произойдет, исполнительный директор ассоциации затруднился ответить, так как это зависит от многих факторов, но, возможно, презентация состоится уже нынешней осенью. Цель понятна – получить одобрение, а следом и финансирование.

Предложения (естественно после их обсуждения и отбора Советом агломерации) будут представлены в Москве не поодиночке, а пакетом. С расчетом, видимо, на то, все зарубить рука не поднимется. А пока, на конференции в Новосибирске, представители Минэкономразвития порекомендовали регионам поучаствовать с агломерационными проектами в уже действующих федеральных целевых программах и подпрограммах.

Анатолий Кропов надеется, что сегодня, когда агломерации перешли под патронаж Минэкономразвития, попасть в список участников госпрограмм станет проще, так как их тоже курирует это Министерство.

"Идей у нас много"

"Дефицит у нас с деньгами, а не с идеями", - говорит Анатолий Кропов и перечисляет проекты.

- Например, давно в Барнауле вынашивается идея строительства объездной дороги "Северный обход"

Денег надо – миллиарды, там ведь еще мост через Обь предполагается, да не один. Это очень серьезный проект, он нужен не только Барнаулу, а всей агломерации. Ведь это рабочие места, откроются новые возможности для бизнеса в сфере сервиса. У барнаульцев появится больше возможностей выехать на природу. Ведь агломерация - это в первую очередь транспортная доступность".

Другая идея, которая при необходимости может быстро перерасти в конкретный инвестиционный проект, - реконструкция Старого моста. "Коммунальный мост нуждается в коренной реконструкции. Мост связывает все три муниципалитета. Это агломерационный проект", - считает исполнительный директор ассоциации.

Еще один интересный проект агломерации – строительство на правом берегу Оби, сразу за Новым мостом, конгрессно-выставочного центра

Он также, когда придет время, будет презентован в Минэкономразвития. Как и проекты инженерного обустройства правобережья Оби – обеспечения его природным газом и канализационной системой для стимулирования на этой территории жилищного и прочего строительства. Еще у агломерации есть проект строительства очистных сооружений на ливневую канализацию в Барнауле.

"Мы будем готовить несколько проектов и скоро обсудим их на Совете агломерации. Как Совет решит – так и будем действовать. Сейчас не готов сказать, будет ли среди вынесенных на обсуждение проектов реконструкция коммунального моста в Барнауле. В Совет входят шесть человек – по два от каждого муниципального образования, глава города (района) и глава городской (сельской) администрации. Безусловно, в обсуждении проектов примет участие администрация края. Думаю, к осени мы будем готовы презентовать в Москве сразу несколько проектов агломерации. Если даже один из них будет принят – уже хорошо", - сообщил Кропов "Алтайскому строительному порталу".

А кроме того, Барнаульская агломерация намерена принять самое активное участие в реализации курса страны на импортозамещение и добиться в этом хороших результатов.

Сверили часы

Барнаульскую агломерацию на Всероссийской конференции, помимо Кропова, представляли глава Барнаула Людмила Зубович, глава администрации Новоалтайска Борис Парадовский, глава администрации Первомайского района Алексей Рубцов.

Участие алтайской делегации в конференции Анатолий Кропов считает очень полезным. В Новосибирске обсуждались ключевые темы для всех агломераций, в том числе, естественно, и Барнаульской. А главной на сегодня, как уже было сказано, являются прорехи в законодательстве. Союз российских городов подготовил список предложений по внесению изменений в законодательство – Гражданский кодекс, Бюджетный, Градостроительный, Земельный, в закон о приватизации. На конференции все отмечали, насколько это будет сложно.

Отдельно проходило обсуждение развития агломераций Сибири

Люди делились опытом. Прямо на конференции было подписано соглашение о создании Новосибирской агломерации. Обсуждалась проблема, по какой схеме следует создавать агломерации. Либо как добровольное объединение, по типу Барнаульской агломерации, либо посредством административного слияния муниципалитетов, за что ратует Челябинск.

При Союзе российских городов создано Агентство по социально-экономическому развитию агломераций, оно издало методичку для территорий, которые еще не прошли организационную стадию создания агломераций. Генеральный директор Агентства Юрий Кузнецов во всеуслышание заявил, что оптимальная схема организационной структуры один в один схожа со схемой Барнаульской агломерации.

"Никто не строит иллюзий, - говорит Кропов. - Сегодня департамент и рабочая группа Министерства больше хотят получить от нас, чем дать нам

Им нужен наработанный нами опыт. В Министерстве занялись отработкой наиболее оптимальной модели создания и функционирования агломераций".

"Алтайская Стройка" поинтересовалась у исполнительного директора Барнаульской агломерации, чем конференция была полезна представителям от регионов?

"Во-первых, я увидел заинтересованность территорий в создании и развитии агломераций, - стал перечислять Анатолий Григорьевич.

- Во-вторых, положительно воспринимаю передачу функции курирования этого процесса в Минэкономразвития, это несомненный плюс.

В-третьих, большой еще плюс в том, что департамент, курировавший в Минрегионе тему агломераций, в полном составе и во главе с руководителем перешел в Минэконом. То есть не с нуля начали. В-четвертых, территории поделились опытом, мы увидели, что есть разные интересные практики, из которых можно взять на вооружение какие-то идеи. Главный же вывод вот в чем: у меня не осталось никаких сомнений, что тема эта не будет замылена, не умрет".

Параметры ассоциации "Барнаульская агломерация":

Численность населения – свыше 825 тысяч.

Площадь – 4,6 тыс. кв. км (Барнаул занимает территорию 93,9 тыс. гектаров, Новоалтайск – 8 тыс. га, Первомайский район – 360 тыс. га).

На территории агломерации сосредоточено 40-45% промышленного производства региона, более 40% инвестиций в основной капитал, 70% основных фондов организаций, более 65% регионального объема торговли и услуг.

Схема территориального планирования Барнаульской агломерации определяет градостроительные приоритеты, увязывает планы муниципалитетов по развитию коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в общих интересах.

 Подготовил Петр Воронов

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров