Правительство против уголовной ответственности за неисполнение указов чиновниками

17 июня 2015, 13:21, ИА Амител

Правительство и Верховный суд дали отрицательные отзывы на законопроект депутата Госдумы Дмитрия Горовцова ("Справедливая Россия") о введении уголовной статьи за неисполнение указов главы государства. По их мнению, в нынешнем законодательстве уже имеются нормы, согласно которым недобросовестные чиновники несут уголовную ответственность, в связи с этим возможна конкуренция уголовно-правовых норм. Сам Горовцов защищает свою инициативу, считая замечания в адрес проекта закона необоснованными.

Неисполнение указов чиновникамиНеисполнение указов чиновниками

Фото: progorod11.ru
Как передают "Известия", в мае этого года депутат Госдумы Дмитрий Горовцов предложил внести в Уголовный кодекс новую статью 286.2 "Неисполнение или ненадлежащие исполнение указов, распоряжений и поручений президента РФ". Лицо, совершившее деяние, предусмотренное этой статьей, действия которого в результате повлекли существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства,

предлагается наказывать штрафом в размере от 2 млн до 3 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 3 до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
В отзыве правительства (имеется в распоряжении "Известий") говорится, что, согласно ст. 57 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за неисполнение или ненадлежащее исполнение чиновником по его вине возложенных на него обязанностей представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения. Также в документе указано, что предлагаемая автором новая статья УК РФ по своему содержанию частично пересекается со статьями УК РФ —  "Халатность", "Злоупотребление должностными полномочиями".

При этом правительство отмечает, что "штрафы от 2 млн до 3 млн рублей не позволят в полной мере соблюсти принцип индивидуализации наказания, а также принцип справедливости".

Верховный суд также не видит смысла поддерживать законопроект, поскольку предлагаемая норма пересекается со статьями УК — "Превышение полномочий" и "Злоупотребление полномочиями". 

"При этом целесообразность такого законодательного предложения должна быть подтверждена специальными исследованиями и данными, свидетельствующими о неэффективности существующих уголовно-правовых средств защиты, в том числе о недостаточности установленного наказания", — говорится в отзыве ВС. Помимо этого, по мнению Верховного суда, законопроектом не учитывается, что издаваемые президентом правовые акты могут быть как нормативного, так и ненормативного характера, а содержащиеся в них предписания и поручения обращены не только к определенной персоне, но и к широкому кругу лиц.

Автор же законодательной инициативы не согласен с позицией правительства и Верховного суда, отмечая, что статья "Злоупотребление должностными полномочиями" предусматривает ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности. В проектной же статье о какой-либо заинтересованности речь не идет, в связи с чем данное замечание не может быть обоснованным.

В статье, как поясняет Горовцов, говорится не о превышении должностных полномочий, а наоборот, об их неисполнении.
По словам автора законопроекта, в УК РФ, кроме общих норм, существуют и специальные, формально вступающие в конкуренцию с общей нормой, но конкретизирующие уголовно наказуемое деяние. К таким нормам можно отнести различные виды мошенничества, пособничество в совершении террористического акта и пособничество в совершении преступления.

— Таким образом, предлагаемая к дополнению УК РФ норма явится специальной по отношению к общей норме "Халатность". Кроме того, Уголовным кодексом установлена ответственность за неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа и за неисполнение приказа военнослужащим, — приводит в пример аналогичные пересечения статей в УК Дмитрий Горовцов.

Руководитель Центра мониторинга исполнения указов президента "Народная экспертиза" ОНФ Николай Николаев рассказал "Известиям", что центр также выступает за персональную ответственность за неисполнение майских указов президента, но уголовная ответственность должна наступать только за нарушение УК РФ.

— За 2014 год в ОНФ поступило 142 доклада правительства с предложением о снятии соответствующих поручений с контроля, но мы смогли поддержать снятие с контроля только 20% из них. 114 поручений мы не смогли снять с контроля по разным причинам, в каких-то случаях мы увидели просто формальное исполнение, где-то не по всем показателям исполнено, где-то просто недостаточно информации, — сказал Николаев. — В этом году ОНФ провел анализ 72 докладов правительства, но только пять поручений мы готовы снять с контроля.

В самой "Народной экспертизе" ОНФ ранее не раз отмечали, что с выполнением майских указов президента возникают затруднения — например, с указами, касающимися зарплат бюджетников, ЖКХ и общественного контроля, развития медицинского обслуживания в регионах и других направлений социально-экономического развития.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов согласился с тем, что повышение исполнительской дисциплины чиновников — одна из самых приоритетных задач государства. Вместе с тем он отметил, что даже если установить строгую отчетность под страхом уголовных санкций для исполнителей указов, а также ввести ответственность для чиновников, участвующих в формировании нереализуемых поручений с расплывчатыми показателями, система всё равно будет работать на отчетность, а не на результат.

Главными факторами результативности всей цепочки действий он счел корректно выбранные показатели и управленческую политику, а достаточной санкцией для лиц, не справляющихся со своими обязанностями, назвал отставку.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров