Пустые площади и падение цен: что происходит с торговыми центрами Барнаула?

Кризис сказывается на коммерческих условиях, в итоге арендаторы платят либо процент от товарооборота, либо снижают цену

07 июня 2016, 09:52, ИА Амител

''
''

Барнаул на протяжении нескольких лет занимает высокие позиции во всероссийском рейтинге по обеспеченности населения торговыми площадями. Сами барнаульцы смеются, что магазинов в городе уже стало больше, чем жителей. О том, что сейчас происходит с рынком коммерческой недвижимости в краевой столице, портал Amic.ru побеседовал с президентом Союза риелторов Барнаула и Алтайского края Мариной Ракиной.

Смещение центра тяжести

В секторе аренды коммерческой недвижимости нарушился баланс между предложением и спросом. Количество сдаваемых помещений значительно превышает число компаний, желающих арендовать их. Огромные торговые площади  пустуют сегодня в краевой столице.  А в скором времени в эксплуатацию будут введены такие крупные ТЦ, как "Галактика", "Лето", также заработает в полном объеме "Пионер".

"С открытием "Пионера" уже произошло перераспределение покупательской способности. Люди не едут в новостройки за продуктами, предпочитая закупаться ближе к дому. Новые торговые центры также перетянут поток покупателей на свои территории", - отметила Марина Ракина.

По мнению эксперта, самым популярным магазином в Барнауле остается ТРЦ "Европа", расположенный в густонаселенном районе. Вместе с тем закрытый более полугода назад проспект Ленина из-за реконструкции моста через Барнаулку существенно сократил поток клиентов в районе Старого базара. Ранее именно эта территория пользовалась самым высоким спросом во всем городе. Исправить ситуацию, по мнению эксперта, могли бы якорные арендаторы. Кроме того, в последнее время застройщики стали возвращаться в центральную часть города.

Падение цен

Большое количество невостребованных площадей увеличило конкурентность между торговыми центрами. В связи с этим арендаторы попали в выгодную ситуацию, ведь перед ними богатый выбор коммерческой недвижимости на любой вкус и цвет.

"Арендосъемщик, выбирая, куда ему пойти, начинает диктовать свои цены вместо тех, что заявил арендодатель. Стоимость аренды снижается", - пояснила Ракина.

Сейчас уже недостаточно построить и открыть торговый центр, приходится думать и над тем, как удержаться, привлечь и арендаторов, и посетителей. Арендодатели стали переходить с фиксированной суммы аренды на процент от продаж. Этой формой активно пользуются крупные ритейлеры. В таком случае торговый центр максимально заинтересован в своем продвижении, а это влияет на увеличение продаж арендосъемщика и, как следствие, на сумму арендной платы.

"Если арендатор крупный и забирает много квадратных метров, то имеет смысл пойти на его предложение", - считает президент Союза.

В центральной части России уже существует практика, когда продуктовым ритейлерам за открытие своего магазина предлагают занять помещение на год без арендной платы. Платить приходится только за "коммуналку". Это делается для того, чтобы заполнить остальные пустующие площади и обеспечить трафик. Ведь якорные компании являются магнитами, привлекающими посетителей. А за ними в торговый центр начинают тянуться более мелкие арендаторы.

Но не всем удается договориться. На минувшей неделе стало известно, что в ближайшее время продуктовый супермаркет "Магнит" освободит площади в самом большом ТРЦ "Арена".

Перепрофилирование

Реконцепция для одних — это возможность вырваться вперед и обойти конкурентов. Для других — выжить и не потерять место на рынке. Если заполняемость площадей ТЦ стабильно выше 80%, то реконцепция — возможность выйти на новый уровень. Но если в течение трех-шести месяцев заполняемость ТЦ держится ниже 70-80%, то необходимы экстренные меры для сохранения рентабельности объекта.

В пустующих барнаульских торговых центрах уже началась переориентация торговых площадей. Все чаще, чтобы получить доход от пустующих квадратных метров, их отдают под конференц-зоны, услуги, сервис. В ближайшем будущем не исключено, что в торговых центрах будут размещены микропроизводства, ателье, предприятия по мелкому ремонту и многое другое. Чем больше разнообразных предприятий появится в торговом центре, тем больше покупателей в него придут.

"В нашей жизни многое меняется, и нужно перестраиваться под новую действительность. По моему мнению, в городе не хватает крупных детских развлекательных центров и было бы хорошо, если бы они появились, в том числе спортивной направленности. У нас существенно увеличилось количество детей, почти все они едут в "Арену" на последний этаж, но не всем удобно добираться туда", - отметила Ракина.

Кризис заставляет сильнейших выживать и пересматривать направление своей сферы  деятельности. Самый лучший выход из ситуации - выдать потребителю то, что он ждет, а  что именно он ждет, это уже вопрос к маркетологам.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров