Украинский автопром: постсоветские хитросплетения...

17 марта 2014, 13:36, ИА Амител

Обозреватель km.ru Михаил Калинин разбирается в постсоветских хитросплетениях украинского автопрома. Первая часть его статьи была опубликована на Автоамике 5 марта. На этот раз предлагаем читателям ознакомиться со 2 частью



Фото с сайта forum.meta.ua

Кризис 2008 г. очень сильно ударил по украинскому автобизнесу. А его восстановление в последующий период происходило несравненно более медленными темпами, чем в России.

По данным Ассоциации автопроизводителей Украины "Укравтопром" (создана в 1997 году) уровень первичных регистраций (они оперируют таким параметром) в Украине в 2009 г. сократился до катастрофической отметки 207, 3 тыс. ед. автомобильной техники.

То есть на 71% по сравнению с так же как и в России лучшим по результатам 2008 г. (705,9 тыс. шт.). При этом собственное производство сократилось еще больше – на 84% до 70, 4 тыс. шт. по сравнению с 425, 7 тыс. шт. в 2008 году.

Выход из глубокого пике происходил тяжело и медленно. 2010 г. прибавил только 10%, подняв первичные регистрации до 227,6 тыс. шт. Производство повело себя чуть лучше – 83,9 тыс. шт. (+19%). 2011 г. укрепил рост, но не сильно – продажи едва превысили 230 тыс. штук. 2012 г. показал себя гораздо лучше и закончился с результатом более 260 тыс. ед. Однако в 2013 г. – снова предсказуемый провал.

Итоговый объем первичного рынка автотранспортных средств за 2013 год составил 346 тыс. 746 единиц. Общее количество легковых автомобилей составило 221 тыс. 107 единиц, или на 9% меньше чем годом прежде.

Более сильное падение было отмечено на рынке автобусов – на 16%, до 5 тыс. 38 единиц. Хотя коммерческий транспорт на этом фоне продемонстрировал рост - + 6% или 120 тыс. 601 штук.

Пятерка марок-лидеров среди новых легковых автомобилей выглядит следующим образом: Hyundai (18001 шт.) сохранила первую позицию, ЗАЗ поднялась на вторую строку рейтинга (17709 шт.), на третье место вышла марка Geely (16436 шт.), четвертое место заняла Toyota (15436 шт.), пятое – Kia (13224 шт.).

Наиболее популярными марками среди новых коммерческих автомобилей были Fiat (3128 шт.), Volkswagen (2394 шт.), ГАЗ (1904 шт.), Renault (1603 шт.), Ford (1106 шт.).

В сегменте автобусов лидером остается БАЗ (1031 шт.), далее следуют ПАЗ (466 шт.), Рута (381 шт.), I-VAN (303 шт.), ГАЗ (226 шт.).

Собственный автопром Украины закончил 2013 г. с еще большим спадом. За 12 месяцев было выпущено 50 тыс. 449 единиц, что на 33,9% меньше показателя предыдущего года.

Падение коснулось всех типов выпускаемой техники – в сегменте легковых автомобилей оно составляет 34,3%, коммерческих автомобилей – 29,6%, автобусов – 29,4%.

В то же время, существенно (в 2,8 раза) выросли объемы выпуска легковых автомобилей на Кременчугском автосборочном заводе. Положительную динамику в сегменте коммерческих автомобилей продемонстрировали заводы "Черкасский автобус" и "АвтоКрАЗ", в производстве автобусов рост зафиксирован в корпорации "Богдан", на Черниговском автозаводе корпорации "Эталон" и Часовоярском заводе, выпускающем автобусы "Рута".

Так в чем же причины столь сложной ситуации в автобизнесе Украины, и каковые его перспективы? Причины, по сути, очевидны и сродни российским, только в Украине макроэкономические факторы в значительной степени, скажем так, гипертрофированы.

Сложившееся при президентстве Януковича экономическое положение совершенно не способствовало росту рынка и развитию бизнеса, как в целом, так и в отдельно взятом автомобильном сегменте.

Доступных кредитов в Украине так и не появилось – "кошмарные" для россиян ставки украинцам показались бы манной небесной, поскольку в "самостийной" они только стартуют со второй половины второго десятка. Да и получить их не так уж и просто. При этом уровень жизни постоянно падал вслед за курсом гривны по отношению к основным валютам и даже рублю.

В налоговой сфере так же все было очень запутано – Украина одна из лидеров в рейтинге стран с самой сложной налоговой структурой и фактически возглавляет список государств с самым большим количеством налогов.

К числу неблагоприятных факторов кроме того можно отнести ряд законодательных изменений. В связи с негативными показателями экономики в 2012-2013 годах, 27 февраля 2013 года Правительство утвердило Государственную программу активизации развития экономики на 2013-2014 годы, основной целью которой стало уменьшение объемов импорта и восстановление внутреннего производства.

Спустя несколько месяцев, с 14 марта 2013 года, на основании решения Межведомственной Комиссии по Международной торговле, в Украине были введены спецпошлины.

Помимо этого, свою лепту внес и ряд лояльных законодательных инициатив со стороны Правительства на переориентацию спроса на рынок внутренних перепродаж, а именно: упрощение порядка перерегистрации на вторичном рынке и отмена уплаты сбора в пенсионный фонд.

К тому же отрицательной динамике продаж новых автомобилей в 2013 году способствовали и сугубо отраслевые факторы. В частности, это существенное падение продаж объемообразующего бренда LADA, а так же окончание производства и уход с рынка "хитовых" моделей, таких как Skoda Octavia A5 – лидера продаж 2012.

А вот введение утилизационного сбора существенно не повлияло на количество ввозимого в Украину автотранспорта, а в ноябре 2013 г. их ввоз вырос почти вдвое к предыдущему месяцу.

Закон "Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств" вступил в силу 8 августа 2013 г., закон о внесении изменений в Налоговый кодекс об уплате экологического налога – 1 сентября 2013 года.

Базовая ставка утилизационного налога для легковых автомобилей составляет 5,5 тыс. грн., для остальных транспортных средств -11 тыс. грн.

Всего за четыре месяца минувшего года, с сентября по декабрь, Государственный бюджет Украины получил свыше 400 млн. грн. от уплаты этого налога.

Ну а теперь немного о перспективах. Если бы не революционные изменения, то прогнозировать было бы гораздо проще. Так специалисты корпорации УкрАВТО говорят о том, что ситуация на автомобильном рынке будет прежде всего зависеть от состояния экономики страны и роста доходов населения.

Рынок новых легковых автомобилей в 2014 году в УкрАВТО ожидают на уровне 195 тысяч штук, а увеличение средней стоимости автомобилей – порядка 4-5%.

Но революционный фактор вносит значительную сумятицу. Как мы уже писали: автобизнес в Украине – олигархичен. И основная масса автоолигархов последние несколько лет довольно просто и легко меняла свои политические взгляды в зависимости от политической конъюнктуры.

Например, одна из самых одиозных фигур бизнеса – Тариэл Васадзе, которому подконтрольна УкрАВТО, долгое время входил в Блок Юлии Тимошенко (БЮТ). Он правда был замечен в нескольких конфликтах со своим партийным руководством, но тем не менее оставался его активным подвижником.

Однако в 2011 г. господин Васадзе вошел в состав парламентской фракции "Партии регионов" в Верховной Раде. Уже во время "Второго Майдана" он попытался искупить свое отступничество, поддержав новую власть, но простят ли его маневрирование бывшие сотоварищи – вот это вопрос.

И собственно что сделает со "старыми олигархами" "новая власть" - это самый главный вопрос, от которого напрямую зависит развитие украинского автобизнеса. Не пожелает ли она по примеру своего предшественника – Януковича "отжать" бизнес у своих оппонентов? И как в дальнейшем им распорядится, если это произойдет?

Сегодня со всей определенностью ответить на него нельзя. Скоро грядут вроде бы честные выборы, кто победит на которых и что будет делать – посмотрим. Ну а пока Майдан не расходится, мы можем только теряться в догадках.

Впрочем, отрадный факт – по данным ассоциации "Укравтопром", в феврале на украинском рынке было реализовано 15 204 новых легковых автомобиля, что на 28% больше чем в предыдущем месяце и на 12% больше аналогичного показателя прошлого года.

Стоит отметить, что позитивную динамику продемонстрировало подавляющее большинство автомобильных брендов. Так что будем надеяться на лучшее. Это же все-таки наши братья и потому очень хочется, чтоб у них все было хорошо.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров