«Сов» признали плохими водителями

30 июня 2014, 15:59, ИА Амител

Ученые испанского Гранадского университета доказали, что индивидуальный хронотип человека — "утренний" или "вечерний" — оказывает большое влияние на его способности к вождению авмтомобиля. С помощью исследования было установлено, что водители, относящиеся к "вечернему" типу, так называемые "совы", хуже чувствуют себя за рулем рано утром, в сравнении с их оптимальным временем — вечером, и обращают меньше внимания на дорогу. "Утренние" же типы — "жаворонки" — стабильны и утром, и вечером, - пишет Лента.Ру. 

Индивидуальный хронотип зависит от активности биологических и когнитивных функций человека. В связи с этим различны и циркадные ритмы (от латинского circa — "около", "кругом" и dies — "день"), то есть колебания биологических переменных, связанные со сменой дня и ночи и возникающие с регулярными интервалами, такими, как сон и бодрствование.

Команда Гранадского университета отобрала из более чем 500 студентов 29 человек с ярко выраженными хронотипами и проанализировала их циркадные ритмы. Ученые предложили участникам эксперимента анкетный опрос для того, чтобы определить, в какой момент времени они проявляют наибольшую активность, а также каковы их привычки, связанные со сном. После анкетирования студентов проверяли на симуляторе вождения. И "жаворонки", и "совы" сели за руль в 8 утра и в 8 вечера. Затем исследователи сравнили качество их вождения в соответствующее оптимальное и неоптимальное время суток. Статья с результатами исследования была опубликована в журнале Accident Analysis & Prevention. Выяснилось, что вождение в разное время суток практически не влияет на "жаворонков", тогда как "совы" хуже себя чувствуют за рулем ранним утром.

В свете полученных данных было высказано предложение, что предприятия должны проверить своих работников, чтобы определить, к какому хронотипу они относятся, и в соответствии с этим адаптировать график работы. "Некоторые профессии включают в себя выполнение задач, которые требуют отличного внимания и бдительности: пилоты авиакомпаний, авиадиспетчеры, руководители атомных электростанций, хирурги или водители грузовиков", — объясняет руководитель исследования Анхель Корреа. Определенное время суток может подходить или не подходить для наилучшего выполнения этих задач, хотя, по словам Корреа, есть периоды одинаково не благоприятные для всех — это время сиесты (с 12 до 15 часов дня) и ранние часы между 3 и 5 утра.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров